Древнего египта местоположение. Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок-маршрутная игра по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта". Древнего египта местоположение


Египет. Географическое положение Египта, столица, карта

Кто не видел Сфинкса или знаменитые пирамиды в Гизе? Всем с детства знакомы египетские боги, фараоны и иероглифы. Культура этой страны является одной из самых популярных и загадочных в мире, поэтому она привлекает к себе столько внимания. Но если спросить о точном расположении Египта, его столице, об омывающих его морях и странах-соседях, мало кто сможет ответить. Географическое положение Египта для многих остается загадкой.

Египет на карте мира

Эта страна располагается сразу на двух материках – на юго-западе Евразии (на Синайском полуострове) и на северо-востоке Африки. Его площадь составляет немногим более 1 миллиона квадратных километров. Для сравнения: площадь Великобритании – 244 тыс. кв. км., а России – 17 млн кв. км.

египет географическое положение

Географическое положение Египта, находящегося на стыке двух континентов, обеспечивает ему прямой доступ к двум морям и каналу, соединяющему их. Речь идет о Средиземном море на севере страны и о Красном на востоке. Они связаны между собой Суэцким каналом, который считается границей между материками. Ближайшими соседями Египта являются несколько стран. Это Ливия на западе, Судан на юге и Израиль на востоке.

Географические данные и население

Будучи не самой большой страной, Египет тем не менее входит в двадцатку стран с наибольшей численностью населения. Там проживает 79 миллионов человек. Большая часть жителей, правда, вынуждена проживать в районах, приближенных к морям и рекам. Остальная же часть страны занята пустынями: это знаменитая Сахара, вернее, ее часть; Аравийская и Ливийская пустыни. Ими на 90% покрыт Египет. Географическое положение страны таково, что большая ее часть является непригодной для жизни.

Тем не менее Египет богат полезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, фосфаты, железную руду, природный газ, марганец, известняк, свинец и цинк. Примерно десятую часть территории страны занимают сельскохозяйственные угодья. Многие семьи живут довольно бедно и вынуждены заниматься земледелием.

географическое положение египта

На государственном же уровне одним из основных доходов страны является туризм. Посмотреть на достопримечательности, поплавать в море и познакомиться с культурой самой загадочной страны в мире приезжает множество туристов, хотя в последние годы их количество значительно сократилось.

Климатические условия

Ранее мы уже выяснили, где находится Египет. Географическое положение этой страны с точки зрения климатических поясов очень удобное – в первую очередь для земледельцев, которых здесь довольно много. С этой точки зрения Египет можно назвать аграрной страной. Южные территории находятся в тропическом поясе, а северные – в субтропическом. Такое расположение позволяет земледельцам получать по 3 урожая в год, поэтому рынки всегда полнятся множеством фруктов и ягод. Тем не менее малое количество осадков вынуждает использовать дополнительные системы орошения.

Еще одной проблемой египтян является постоянное изменение температуры воздуха. Причем разница эта выражена в ночном похолодании. А вот времена года здесь заметны не так явно, как в странах, расположенных севернее. Температура воздуха в Египте зимой обычно не опускается ниже +10 градусов.

Древний Египет и Нил

Проблемы с климатом и влажностью в стране были всегда. Поэтому первые поселенцы, как и современные жители, стремились к водоемам. Появление государства Египет и его рост напрямую связаны с реками. Главной из них стал Нил. Это вторая по величине река в мире и крупнейшая в стране. Только благодаря ее ежегодным разливам развивался Древний Египет. Географическое положение страны в давние годы несколько отличалось от современного. Она была поделена на 2 части – Нижний и Верхний Египет, которые долгое время враждовали. Их объединение привело к созданию единого государства, во главе которого стояли династии фараонов.

древний египет географическое положениеРазливы Нила происходили в летнее время, спадая ближе ко второй половине осени. Уходя, вода оставляла на берегах ил, который обогащал почву и делал ее невероятно плодородной. Также считается, что не только разливами, но и названием страна обязана Нилу. Греки назвали его «Египтос», а позже так стала именоваться и вся страна.

Столица и крупнейшие города

Несмотря на то что география Египта не располагает к комфортной жизни на всей территории страны, плотность населения в крупнейших городах составляет около 1,5 тысяч человек на 1 квадратный километр. Если же учитывать пустыни и малонаселенные районы, этот показатель лишь немного превысит 60 человек.

египет географическое положение страныКаир является не только столицей, но и крупнейшим городом страны. В нем проживает более 6,5 миллионов человек. Это двенадцатая часть всех людей, населяющих Египет. Географическое положение Каира, как и других крупных городов государства, связано с Нилом. Столица расположена непосредственно на реке и занимает оба ее берега в северной части страны.

Другим крупным городом является Александрия. Количество жителей в ней в 2 раза уступает населению столицы. Она расположена на берегу Средиземного моря и является крупнейшим портом страны. Город Эль-Гиза с населением 4,5 миллиона человек занимает третье место в списке самых больших городов Египта. Все, кто хоть немного знаком с культурой страны, прекрасно знают, чем он знаменит. Именно Гиза ежегодно привлекает множество туристов, желающих посмотреть на одно из чудес света – Египетские пирамиды.

Не входящими в список самых больших городов страны, но являющимися при этом довольно значимыми являются Суэц с населением 411 тысяч человек и Порт-Саид. В нем проживает около 470 тысяч жителей.

Основные достопримечательности

Не столько море, сколько удивительная культура ежегодно привлекает множество туристов в Египет. Географическое положение основных достопримечательностей, так же как и самой страны, неразрывно связано с Нилом. Ведь именно вокруг него веками развивалась целая цивилизация, оставляя воспоминания о себе в виде памятников культуры и архитектуры.

география египтаСфинкс, а также пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина расположены в Гизе. Город Луксор также богат различными достопримечательностями. Именно здесь расположен один из самых сохранившихся храмов Древнего Египта. Во многих других городах туристов также ждет немало памятников архитектуры – в Александрии, Каире, в древнем Карнаке и т. д.

fb.ru

Древний Египет Местоположение и природные условия: Материк

Древний Египет Древний Египет

Местоположение и природные условия: Материк - Африка, часть – северовосток Река - Нил (долина, Местоположение и природные условия: Материк - Африка, часть – северовосток Река - Нил (долина, дельта, пороги, бог Хапи) берет свое начало в озерах в Центральной Африке. Плодородные земли, на которых ведется земледелие, находятся в долине Нила, а место, где река распадается на рукава и впадает в море – дельта. Море – Средиземное. С востока и запада Египет окружают пустыни (Сирийская и Аравийская) Жаркий климат.

Дельта Нила Долина Нила

Дельта Нила Долина Нила

Разливы Нила Когда? Откуда вода? Почему в древности Египет называли «Черная земля» ? С Разливы Нила Когда? Откуда вода? Почему в древности Египет называли «Черная земля» ? С июля по ноябрь Таяние снега на вершинах гор, сильные дожди, переполнение озер в Центральной Африке После разлива Нила на почве оставался толстый слой плодородного черного ила.

Ирригационная система Особенность земледельческого хозяйства ирригация – система орошения полей с помощью искусственных каналов, Ирригационная система Особенность земледельческого хозяйства ирригация – система орошения полей с помощью искусственных каналов, дамб, - водохранилищ, шадуфов Организация коллективного труда большого числа людей Жесткая организация, сильная централизованная власть

Благоприятные условия 1. Плодородная почва 2. Обилие влаги 3. Много солнечных дней в году Благоприятные условия 1. Плодородная почва 2. Обилие влаги 3. Много солнечных дней в году 4. Естественные удобрения (ил) Неблагоприятные условия 1. Обилие болот и непроходимых топей 2. Наводнения 3. Отсутствие строевого леса 4. Нехватка металлов

Занятия населения Земледелие. Трудности: борьба с болотами и песками ( строительство каналов, дамб-насыпей, шадуфов) Занятия населения Земледелие. Трудности: борьба с болотами и песками ( строительство каналов, дамб-насыпей, шадуфов) Пчеловодство. Скотоводство. Ремесла (гончарное ремесло, обработка камня, ткачество) Обмен (удобный Торговый водный путь по Нилу)

1 3 Изготовление папируса 2 5 4 1 3 Изготовление папируса 2 5 4

Слои населения Слои населения

40 царств войны 2 царства Северный Южный (Верхний (Нижний) Египет Победа! 3 000 лет 40 царств войны 2 царства Северный Южный (Верхний (Нижний) Египет Победа! 3 000 лет до н. э. – образование единого Египта ( 5 тысяч лет назад)

Военные походы фараонов Цели походов: Укрепление власти. Расширение территории. Богатства Египетская армия: Воины –

Военные походы фараонов Цели походов: Укрепление власти. Расширение территории. Богатства Египетская армия: Воины – свободные лучники (каждый 10). Рода войск: пехота, лучники, копейщики, колесничие, разведка. Оружие: Луки, дротики (короткие копья), копья, топорики, кинжалы, мечи.

Направление Страны Юг Нубия Запад Ливия Северо- Через Синайский восток полуостров: Палестина, Финикия, Сирия Направление Страны Юг Нубия Запад Ливия Северо- Через Синайский восток полуостров: Палестина, Финикия, Сирия Что привозили ? Золото Скот Медь Последствия походов: 1. Увеличение числа рабов. 2. Обогащение фараонов и вельмож. 3. Разорение рядовых земледельцев. 4. Превращение египетской армии в наемную.

Знаменитые фараоны Эхнатон и Нефертити В направлении Эхнатота (XIVв. до н. э. ) традиционные Знаменитые фараоны Эхнатон и Нефертити В направлении Эхнатота (XIVв. до н. э. ) традиционные египетские божества были преданы забвению, и почитался исключительно бог солнца Атон. Борясь с отправлением культов других богов, Эхнатон закрыл их храмы и основал новую столицу. Предполагают, что царица Нефертити правила вместе с супругом и помогала ему насаждать культ Атона. После их смерти фараон Тутанхамон и его преемники возродили почитание прежних божеств. Имена Эхнатона и Нефертити были прокляты.

Знаменитые фараоны 2 1. Хатшепсут Эта решительная женщина правила Египтом около 20 лет Хатшепсут Знаменитые фараоны 2 1. Хатшепсут Эта решительная женщина правила Египтом около 20 лет Хатшепсут должна была стать регентом при юном пасынке, но захватила власть в свои руки. 2. Рамсес Великий Рамсес правил Египтом 67 лет. Он установил больше памятников и статуй, чем любой другой фараон. 3. Тутмос IV Этот царь знаменит тем, что приказал очистить Великого сфинкса в Гизе, засыпанного песками пустыни.

Знаменитые фараоны Тутанхамон Взошел на престол, когда ему было всего 9 лет. Очевидно, им Знаменитые фараоны Тутанхамон Взошел на престол, когда ему было всего 9 лет. Очевидно, им правили верховные сановники. Они заставили Тутанхамона возродить культы старых богов, отвергнутых при его родителях.

Боги (более 2000) Своеобразие древнеегипетской религии Культ животных Заупокойный культ Мумификация Строительство гробниц Боги (более 2000) Своеобразие древнеегипетской религии Культ животных Заупокойный культ Мумификация Строительство гробниц

Великие Египетские пирамиды Самая большая пирамида – в Гизе для фараона Хофу (Хеопса) Великие Египетские пирамиды Самая большая пирамида – в Гизе для фараона Хофу (Хеопса)

СФИНКСЫ Согласно мифу о царе Эдипе, сфинкс – свирепое и смертоносное чудовище женского пола, СФИНКСЫ Согласно мифу о царе Эдипе, сфинкс – свирепое и смертоносное чудовище женского пола, пожиравшее людей, которые не смогли разрешить ее загадку.

Судьба государства В настоящее время государство Египет существует, но его заселяют арабы, не имеющие Судьба государства В настоящее время государство Египет существует, но его заселяют арабы, не имеющие этнической общности с древними египтянами.

present5.com

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

Разделы: История и обществознание

Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях  хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.

Оборудование: настенная карта «Древние государства мира»; презентация «Древний Египет».

ХОД УРОКА.

I. Оргмомент

II. Тема урока

Учитель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в одно из древних  государств. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по просмотренным слайдам попробуйте догадаться о каком государстве мы будем сегодня вести речь.

Учитель включает фильм. После просмотра фильма или во время учащиеся высказывают свои предположения, последний слайд подтверждает  их  или опровергает.

– Итак, сегодня мы начнем  изучать «Древний Египет».

Тему урока учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь.

III. Изучение нового материала

1. Географическое положение (15 мин.)

При объяснении первого вопроса учитель сначала использует настенную карту «Древние государства мира» С помощью карты учитель показывает Древние государства и задерживает внимание учащихся на Африке, затем учитель показывает части света  и, показывая на Египет, просит учащихся назвать положение государства относительно сторон света. Выслушав  учащихся,  учитель подводит их к правильному ответу:

Словарная работа:

ЕГИПЕТ – страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

– Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения встретимся с ещё одним новым словом, но запишем его сейчас.

ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

Учитель включает слайд с изображением Египта (на 2 слайде нажать СТОП)

Объяснение учителя:

С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё начало из больших озёр в Центральной Африке и, минуя пороги (пороги учитель показывает на настенной карте), течёт 700 км. в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море (показать на карте), делясь на рукава образуя дельту  (обратить внимание учащихся на слайд на котором дельта видна очень хорошо) В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство – Древний Египет (учитель показывает на карте). К востоку и западу расположены пустыни (учитель включает следующий слайд). Жить в пустыне было невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг одни пески. Поэтому люди жили только в долине, ширина которой составляла примерно 12-15 км.

Далее учащиеся открывают контурную карту и под руководством учителя обозначают Нил (синим), дельту и  долину (закрасить зеленым). Работа учащихся осуществляется под руководством учителя. Учитель на экране открывает контурную карту и показывает последовательность действий учащихся.

2. Климатические условия (15 мин.)

Объяснение учителя: Климат в Египте очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит  солнце. От жары и отсутствия влаги почва покрывается глубокими трещинами. В таких условиях реки обычно пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят странные вещи: вода в нём  начинает  прибывать, река выходит  из берегов,  затапливая долину. Египтяне это объясняли так: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом  Хапи сильнее наклоняет сосуды  и Нил выходит из берегов… А на полях после разлива остаётся плодородный слой. Поэтому мы поём богу благодарственные песни». Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в том,  что египтяне никогда не бывали в Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В начале лета там идут проливные дожди, и тает снег на вершинах гор. Большие потоки воды устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой плодородный ил. Вода стоит до середины ноября, затем Нил входит в свои берега, а плодородная почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля была очень плодородная.

Далее учитель предлагает учащимся работу с таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить по своему рассказу первый столбик. – Те климатические  условия, которые вы выделили и записали в тетрадь, непосредственно влияли на занятия древних египтян. С помощью учебника попробуйте самостоятельно заполнить второй столбик. (Учащимся можно предложить работу в парах)

Климатические условия

Занятия египтян

1. Солнечное тепло круглый год. 2. Отсутствие влаги в июне в пустыне. 3. Разливы Нила приносили влагу. Возделывание земли – стало основным занятием египтян.

3. Занятия египтян (8 мин.)

– Нужно отметить, что земледелие стало главным занятием в Египте гораздо раньше, чем в большинстве стран мира. Землю легко было обрабатывать при помощи  мотыги, но при этом, возделывание земли влекло за собой следующие последствия. Какие? 1. Нил при разливах давал много влаги, а это способствовало тому,  что почва очень быстро зарастала дикими растениями и превращалась в джунгли. В джунглях водилось очень много хищников, ядовитых насекомых, змей которые представляли угрозу для жизни человека. 2. Для преодоления  трудностей египтяне стали объединяться в соседские общины. Дело в  том, что Нил орошал почву неравномерно – некоторые участки затапливало, так  что там образовывались болота, а на некоторые участки вода не попадала и почва при жарком климате пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы и каналы и регулировать распределение воды искусственно.

Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:

ДАМБА – укрепления из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления. КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к участкам.

3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40 государств, которые постоянно воевали между собой. В итоге завоеваний образовалось 2 государства – Северный и Южный Египет, которые воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей эры царь Южного Египта завоевал  Северный, и было образовано единое государство.

Для закрепления материала учитель предлагает учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав учащимся тест-полоски, называет вопросы, на которые нужно ответить «да» (закрашивают красным цветом) или  «нет» (закрашивают синим цветом). (3-4 минуты)

1. Государство Египет возникло на берегах Нила? 2. Египтяне  в возделывании земли не испытывали никаких трудностей? 3. Люди селились только по берегам реки? 4. Трудности объединяли людей в соседские общины?

Домашнее задание (3 мин.)

1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Выучить определение слов записанных в тетради.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

История и местоположение пирамид Древнего Египта

Одним из самых востребованных и желанных туристами мест на планете, являются пирамиды Египта. Люди со всего мира мечтают увидеть знаменитые пирамиды, построенные древней цивилизацией египтян.

Самой известной, из древних сооружений, является – пирамида Хеопса, одно из семи чудес света.

Где находятся пирамиды в Египте: пирамиды Гизы

Наиболее увлекательными для туристов являются древние пирамиды Гизы, расположенные в шестнадцати километрах от столицы Египта – города Каир. Древние пирамиды Гизы, построенные ещё во времена правления египетских фараонов, представлены шестью огромными сооружениями, самая высокая из которых – пирамида Хеопса, или как её ещё называют – пирамида Хуфу.

Это древнеегипетское сооружение, возвышается на высоту 138 м. Как утверждают учёные, изучающие пирамиды Гизы, изначально Хуфу, то есть пирамида Хеопса, достигала 146 метров. Сильные порывы египетских ветров и частые песчаные бури, снесли 8 метров постройки, в течении нескольких тысячелетий.

Помимо пирамиды Хеопса, туристов влечёт всемирно известное построение египтян – Сфинкс. Сфинкс находится вблизи пирамиды Хефрена, и как утверждают истории, молчаливо её охраняет. Пирамида Хефрена достигает высоты в 143 места.

Третья по популярности – пирамида Микерина. Считается, что эта пирамида была построена последней из шести пирамид Гизы. Её высота 66 метров, что делает её самой низкой из комплекса древних построений в Гизе.

Где находятся пирамиды в Египте: пирамиды Абусир и Саккара

Комплекс пирамид, находящийся в древнем некрополе Абусире, который находится немного южнее от Гизы, представлен четырьмя менее габаритными сооружениями, чем упомянутые ранее пирамиды города Гиза.

По мнению археологов, пирамиды: Сахура, Ниусерра, Нефериркара и Неферефры, были возведены по воле египетских фараонов V династии. Пирамиды Абусир, пользуются меньшей популярностью среди туристов, но несут такую же ценность для археологов и историков всего мира.

Громадный по своей площади, некрополь – Саккара, формально делится на южную и северную части. Среди прочих, в Саккаре, были построены многочисленные пирамидные комплексы многих фараонов Древнего Египта. Среди них, фараоны III, IV, V, VI и VIII династий. Здесь, в некрополе Саккара, находится самая древняя пирамида всего Египта -  гробница фараона Джосера. Именно это сооружение, послужило примером, для строительства других пирамид Египта.

Где находятся пирамиды в Египте: пирамиды Дашура

Самыми известными и популярными постройками некрополя Дашур, являются два пирамидных сооружения с ломаными гранями, которые своими габаритами, напоминают древние пирамиды Гизы. Эти две пирамидные постройки, были возведены во времена правления фараона Снофру, представителя IV династии правителей Египта.

Помимо пирамид, построенных под предводительством Снофру, который был сыном фараона Хеопса, в некрополе Дашур, также остались сооружения, возведённые после его правления. Это пирамидные комплексы, правителей более поздней эры, Древнего Египта, представителей XII династии – Аменемхета II, и его сына Аменемхета III.

rsute.ru

Пирамиды Египта на карте. Где находятся пирамиды в Египте.

Расположение пирамид на картеРасположение пирамид на картеГде находятся пирамиды в Египте? Основные места их расположения - это (с севера на юг) Абу-Роаш, Гиза, Абусир, Саккара, Дашур, Медум, Хавара и Лахун. Египетские пирамиды на карте можно увидеть слева.

Cамые известные пирамидные комплексы находятся в Гизе – пригороде современного Каира. И именно сюда едут туристы, желающие увидеть это чудо света. Но колоссальные сооружения в Гизе - только часть "пирамидного" наследия древних египтян. Пирамиды Египта на карте можно увидеть и в других местах.

Сегодня ученым известно около ста сооружений пирамидной формы периода Древнего и Среднего царства. Часть из них превратилась в руины, поскольку они были не целиком построены из каменных блоков, как пирамиды III и IV династий, а с использованием также в больших количествах щебня и кирпича. Поэтому сказать точно, сколько вообще таких сооружений было построено в Древнем Египте, пока сложно. Археологические раскопки продолжаются.

На сегодняшний день египтологи идентифицировали 97 сооружений пирамидальной формы. Большинство из них находится на полосе длиной около 40 км, которая протянулась на северо-запад и юго-восток от древнеегипетской столицы города Мемфиса, где находится стык Нижнего и Верхнего Египта.

Здесь, на краю западной пустыни, на скалистых плато, недоступных разливам Нила, но подходящих по своей прочности и богатых необходимым материалом для возведения сверхтяжелых конструкций, и разворачивалось на протяжении многих веков «пирамидное» строительство.

В Абу-Роаше находится пирамидное строение фараона IV династии Джедефра.

Самые знаменитые находятся в Гизе

В Гизе расположен самый знаменитый пирамидный ансамбль в мире - усыпальницы фараонов IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина. Как правило, только они вспоминаются, когда слышится вопрос «где находятся пирамиды в Египте». И тут нет ничего удивительного – пирамидные комплексы Хеопса и Хефрена самые высокие каменные сооружения в мире. Все три гиганта сохранились, не смотря на прошедшие тысячелетия, значительно лучше, чем подавляющее большинство более поздних пирамидных конструкций Египта. Гробница фараона Хеопса (Хуфу) всего на несколько метров выше усыпальницы его сына (Хафра), но значительно больше сооружения внука (Менкаура), взошедших на царский трон после него. Сейчас у погребального сооружения Хуфу отсутствует верхушка, что уменьшает ее высоту на 7-8 метров, а первоначально она была равной 146-147 метрам. Это высота современного 50-60 этажного дома. В ее основании лежит правильный квадрат со стороной, имеющей в длину 232 метра. Южнее пирамидного комплекса Хеопса, напротив пирамидного строения Хефрена находится знаменитый Большой сфинкс – колоссальное каменное чудовище с телом льва и головой фараона. Плато Гизы благодаря трем великанам приобрело мировую известность.

Абусир и Саккара

На юг от Гизы, в Абусире, расположена группа пирамидных сооружений фараонов V династии - Сахура, Ниусерра, Нефериркара и Неферефры (Ранефереф). Они уступают по своим размерам сооружениям в Гизе.

Абусир. Слева направо пирамиды фараонов V династии Нефериркара, Ниусерра и Сахура.Абусир. Слева направо пирамиды фараонов V династии Нефериркара, Ниусерра и Сахура.

Гигантский некрополь в Саккара делится на две части - северную и южную. В Саккара находится самая древняя пирамидная конструкция Египта – ступенчатая гробница фараона Джосера. Именно при ее строительстве были заложены основы всего пирамидного строительства, которые потом нашли свое продолжение в других подобных строениях. Здесь же находятся пирамидные комплексы фараонов III (Cехемхет), IV (Шепсескаф), V (Усеркаф, Джедкара, Унис), VI (Тети, Пепи I, Меренра, Пепи II) и VIII (Иби) династий.

Саккара. Северная часть. Слева направо: пирамидные комплексы фараонов Сехемхета, Униса, Джосера и УсеркафаСаккара. Северная часть. Слева направо: пирамидные комплексы фараонов Сехемхета, Униса, Джосера и Усеркафа

Некрополь в Дашуре

В некрополе Дашур неплохо сохранились два пирамидных сооружения, которые по своим размерам стоят в одном ряду с пирамидными комплексами Гизы. Особенно впечатляет сооружение с "ломанными" гранями высотой почти 100 метров. Почти не уступает ей «красная» или иначе«розовая» пирамидная махина. Они обе были построены фараоном IV династии Снофру, отцом Хуфу (Хеопса). Также в Дашуре находятся пирамидные комплексы фараонов XII династии Аменемхета II и Аменемхета III.

Снофру – этот великий строитель, возвел еще одну пирамидную конструкцию в Медуме (см. Карту Древнего Египта). Египтологи считают, что она была первой из пирамидных сооружений Снофру. Она так и не была достроена, но то, что от нее осталось, выше и больше пирамидных строений многих других фараонов, которые правили значительно позже.

Недалеко от Хавары – древнего города, от которого почти ничего не осталось, находятся остатки еще одного пирамидного комплекса фараона XII династии Аменемхета III (другое пирамидное сооружение, которое связано с именем этого фараона, находится в Дашуре).

В Лахуне находится пирамидный комплекс (его остатки) фараона XII династии Сенусерта II.

То есть пирамиды Египта на карте расположены в северной части страны, сравнительно недалеко от современного Каира. И только одна царская гробница пирамидальной формы находится в южной части страны - в Абидосе, где основатель XVIII династии фараон Яхмос I (ок.1570-1546 гг. до н.э.) возвел свою усыпальницу. Она также является последним королевским сооружением пирамидальной формы, когда-либо построенным в Древнем Египте.

ОСНОВНЫЕ ПИРАМИДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЕГИПТА

ДИНАСТИЯ

ФАРАОН

ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Третья

Джосер

(2668-2649 гг. до н.э.)

Саккара (северная)

Сехемхет

(2649-2641 гг. до н.э.)

Саккара (северная)

Хаба

(2641-2637 гг. до н.э.)

Завиет-эль-Ариам

Четвертая

Снофру

(2613-2589 гг. до н.э.)

Медум

Снофру

Дашур (южный)

Снофру

Дашур (северный)

Хуфу (Хеопс)

(2585-2566гг. до н.э.)

Гиза

Джедефра

(2566-2558гг. до н.э.)

Абу-Роаш

Хафра (Хефрен)

(2558-2532 гг. до н.э.)

Гиза

Mенкаура (Микерин)

(2532-2514 гг. до н.э)

Гиза

Шепсешкаф

(2514-2494 гг. до н.э)

Саккара (южная)

Пятая

Усеркаф

(2494-2487 гг. до н.э)

Саккара (северная)

Храм солнца Усеркафа

Абусир

Сахура

(2487-2475гг. до н.э)

Абусир

Нефериркара

(2475-2455гг. до н.э)

Абусир

Неферефра (Ранефереф)

(2448-2445 гг. до н.э)

Абусир

Ниусерра

(2445-2421 гг. до н.э)

Абусир

Храм солнца Ниусерра

Абу-Гураб

Менкаухор

(2421-2413 гг. до н.э)

Дашур

Менкаухор

Абусир (?)

Джедкара Исеси

(2413-2381гг. до н.э)

Саккара (южная)

Унис

(2381-2345гг. до н.э)

Саккара (северная)

Шестая

Тети

(2345-2313гг. до н.э)

Саккара (северная)

Пепи I

(2313-2279гг. до н.э)

Саккара (южная)

Меренра

(2279-2270гг. до н.э)

Саккара (южная)

Пепи II

(2279-2181 гг. до н.э)

Саккара (южная)

Восьмая

Иби

(даты неизвестны)

Саккара (южная)

Двенадцатая

Аменемхет I

(1991-1962 гг. до н.э)

эль-Лишт

Сенусерт I

(1962-1917гг. до н.э)

эль-Лишт

Аменемхет II

(1917-1882гг. до н.э)

Дашур

Сенусерт II

(1882-1878 гг. до н.э)

эль-Лахун

Сенусерт III

(1878-1841 гг. до н.э)

Дашур

Аменемхет III

(1841-1796 гг. до н.э)

Дашур

Аменемхет III

Хавара

Собекнеферу

(1790-1786 гг. до н.э)

Мазгуна (4 км южнее Дашура)

Тринадцатая

Хенджер

(даты неизвестны)

Саккара (южная)

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Урок-маршрутная игра по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

Урок – маршрутная игра

по теме:

«Местоположение и природные условия Древнего Египта»

Цель: актуализировать известные школьникам знания по истории Древнего Египта, обозначая и показывая объекты на исторической карте и организуя заочное путешествие по Нилу.

Задачи: формировать у ребят умение читать историческую карту с опорой на ее легенду, анализировать ее содержание; учить овладевать умением самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты по истории страны; учить использовать различные источники для получения нужной информации.

Оборудование: карта Древнего Египта, аппликации для карты, презентация «Путешествие по городам Древнего Египта».

Опережающее задание: изучить карту Древнего Египта, повторить материал пройденной темы, изучить дополнительную литературу, подготовить доклады.

Ход урока

I. Организационный момент.

Формулировка учителем цели и задач урока. Вводное слово учителя.

II. Предварительная работа с картой.

Вопросы для беседы:

1) Когда вам встречалось название «Египет», вы, наверное, не раз задавали себе вопрос: как оно возникло? Египтяне называли свою страну «черная земля», «страна Большого Хапи», название «Египет» первые предложили древние греки, которые назвали его главный город - Хикупта.

2) Обозначьте на контурной карте главную реку Египта. Название не должно закрывать собой течения реки или пересекать его.

3) Как, по-вашему, вернее сказать: «Египет – дар Нила» или «Нил – дар Египта»?

4) Какой город является первой столицей Египта? Обозначьте его на контурной карте. Надпишите также название столицы Египта во втором тысячелетии до н.э.

5) Какие моря омывали Египет? Надпишите их на карте.

6) Отметьте города Древнего Египта, которые будут входить в маршрут нашего путешествия: Асуан, Эдфу, Фивы, Долина царей, Абидос, Амарна, Бени Хасан, Мемфис, Саккара, Гиза, Саис, Дельта.

7) Греческий историк Диодор отмечал: «Египет со всех сторон окружает природа». Поясните это выражение.

8) Как было связано главное занятие египтян с названием страны? Вспомните, как называется местность по берегам Нила, пригодная для жизни? Отметьте ее на карте значком, а в условных обозначениях дайте полное название. Каким цветом будете ее закрашивать?

9) Раскрасьте карту до конца. Каким цветом будете закрашивать остальную часть Египта? Как называются небольшие островки, пригодные для жизни в пустыни?

10) Какие сооружения египтян были связаны с земледелием? Придумайте для них условные обозначения.

11) Вспомните из изученного материала, с какими странами могли торговать египтяне. Обозначьте их стрелочками.

12) Обозначьте на карте Синайский полуостров, медные рудники и каменоломни, район пирамид, Меридово озеро. Почему это место ученые назвали «Долина царей», а египтяне – «Город мертвых»?

III. Заочное путешествие по Нилу.

Учитель: путешественник обычно должен иметь корабль, компас, карту, путевой дневник. Предположите, какие из указанных предметов были известны египтянам.

Примерный рассказ учителя.

Ежегодно Египет посещает огромное количество туристов. Попробуем и мы совершить заочное путешествие в эту загадочную страну и узнать, какой же она была много веков и тысячелетий тому назад. Представим себе природу и людей, их жизнь, труд, отдых и развлечения в глубокой древности. Постараемся проникнуть в думы и стремления древних египтян. В отличие от современных туристов, которые сходят с корабля и двигаются с севера на юг, мы будем двигаться с юга на север: таков путь нильской воды. Именно ей Древний Египет обязан своим существованием. Пусть же воды Нила, которые стремятся к Средиземному морю, будут нашим проводником… Теперь необходимо выбрать средство передвижения. Вообразим себя либо на легком челне, либо на корабле, подобном египетскому (демонстрация изображения египетского корабля).

(Характеристика корабля одним из учеников: гребцы могут отдыхать, работает только рулевой. Большой прямоугольный парус несет судно по ветру к дельте. Гребцы работают только тогда, когда нет ветра. Рубка в центре лодки позволяет нам укрыться от палящего солнца).

Окинем взором карту Нильской долины, по которой нам предстоит путешествовать. Она удивительно напоминает причудливый согнутый стебель, на вершине которого расцвел пышный цветок. По обе стороны Нильской долины раскинулись безбрежные просторы зыбких песков, которые угрожающе смыкаются над страной и которые, кажется, готовы ежеминутно поглотить ее, похоронив под собой Нил и его обитателей. Но Нил спокойно несет свои воды, не боясь страшной угрозы.

Вот и пороги – южная граница Египта, отличный природный рубеж. Синее яркое небо, вечно бурлящие воды Нила, поистине сказочная страна. Полюбуемся издали прекрасной рекой, с ревом дробящей свои струи о прибрежные скалы, скачущей по валунам и высоко взметающей белую гриву густой пены. Недалеко от первых порогов, на правом берегу Нила расположен торговый город Асуан (от слов «сунн» - торговать или «суну» - крепость). Асуан защищает Египет от вторжений соседних племен. Найдите его на карте… Причалим и сделаем первую остановку. На расстоянии получаса езды от Асуана находились знаменитые каменоломни, где добывали розовый гранит. Кстати, из этого материала сделаны и петербургские сфинксы, украшающие пристань Невы. Заглянем в Асуанские каменоломни, где можно проследить весь процесс добычи каменных глыб.

(Рассказ ученика о процессе добычи камня. На карте прикрепляется аппликация с изображением работающего на добыче камня).

В Асуане был найден документ «Жизнеописание военачальника Хирхуфа». В нем вельможа рассказывает о совершении похода в Африку и о захвате трофея – карлика, живой игрушки для фараона Пепи II. Тогда фараону было всего 10 лет. Это было 4300 лет тому назад. Просчитайте, в каком году. Вдумаемся в дату, указанную на документе, а Египте существовала уже цивилизация.

Продолжаем наш путь. Смотрим на карту. От Асуана до Фив 220 км. Ландшафт здесь довольно суровый. Высокие скалы, лишенные всякой растительности, расположены близко к Нилу. Плодородной земли мало. Пески подходят вплотную к Нилу, стремясь его засыпать. Лишь одинокие редкие пальмы слегка оживляют мрачноватый пейзаж. Продолжая наш путь на север, мы видим, что местность становится менее суровой. Пески раздвигаются, и долина Нила заметно расширяется. Радуют глаз бесчисленные зеленые ковры обработанных полей.

Много надо затратить труда, чтобы привести нильскую воду на поля. Вся долина напоминает как бы шахматную доску, разделенную на небольшие поля-бассейны. Плотины делали из хвороста, тростника, камыша, папируса, засыпали камнями, замазывали илом. Проплывая мимо мы видим на полях земледельцев. Остановим на миг взгляд.

(Прослушивается краткое сообщение о работе земледельца в Египте. Сообщение дополняется схемой «Календарь сельскохозяйственных работ в Древнем Египте». К карте прикрепляется аппликация с изображением земледельца. Обсуждается ирригационная система в Древнем Египте и высокие урожаи).

Календарь сельскохозяйственных работ в Древнем Египте

посев

ноябрь

посев и созревание хлеба

декабрь

январь

февраль

жатва

март

засуха, жатва

апрель

май

июнь

разлив

июль

разлив Нила

август

сентябрь

октябрь

Почти в рост человека стоят злаки. Попробуем представить себе следующую картину: захватив левой рукой пучок колосьев, египтянин быстрым движением правой руки срезает их деревянным серпом с каменным лезвием. Громкими криками погоняют ослов и быков на току. Золотой песок крупных зерен льется к круглому зданию из кирпича – царским и храмовым кладовым. Эти амбары – настоящие сейфы. В пробитые на крыше отверстия ссыпается зерно. Чтобы его достать, надо было открыть боковые двери, надежно запертые.

Мы видим египетские огороды. В них зеленеет салат (латук), огурцы, петрушка, бобы, горох (нут), дыни, чечевица. Очень любили египтяне лук и чеснок. С раннего утра копошились на виноградниках. Нигде не задерживаясь, мы двигаемся на север. Повсюду видим заросли папируса.

( Учащимся предлагается вспомнить, как использовался папирус египтянами).

И вот мы подъезжаем к Фивам. (Найдите город на карте). Не было в Древнем Египте другого города, равного Фивам по грандиозности и величию сооружений. Тогда говорили, что в Фивах «лес колонн и полчища статуй». Сделаем остановку. Чтобы обойти и бегло осмотреть город, нам понадобиться не менее трех дней. Грандиозные обелиски, ярко раскрашенные статуи, залитые лучами солнца, должны были ошеломлять зрителя, вызывать в нем восхищение и робость перед могуществом всесильного фараона.

Когда египтянин, минуя аллею сфинксов и пилоны, вступал в храм, он сначала попадал во двор огромных размеров (2500кв. м.), поражающий своим величием. Пытаемся попасть в святилище. Но сначала нам предстоит пройти целый ряд колонных проходов, проследовать мимо картинной галереи, пересечь еще один двор с 64 колоннами, целую анфиладу залов. И вот, наконец, мы в святилище, где находилась статуя главного бога Амона – Ра.

Года осматриваешь высоченную колонну толщиной в семь обхватов, то начинает казаться, что это дело рук великанов, а не простых смертных (высота колонн – 21 м., диаметр – 10 м.). на верхней площадке такой колонны могла уместиться целая сотня людей. Для внутренней отделки храмов использовалось золото, серебро, лазурит, малахит, слоновая кость, дорогое кедровое дерево. Самые знаменитые храмы – Луксорский и Карнакский.

Присоединимся к торжественной религиозной процессии, направляющейся к храму. Нескончаемой вереницей движутся туда вельможи и сановники, сопровождаемые пышной свитой, жрецы и жертвенные животные. Они должны пройти огромный путь прежде, чем достигнут святилища. В алтаре жрецы помещают статую бога Амона в деревянную ладью с двумя бараньими головами на ее концах. На другую ладью, украшенную головой женщины, устанавливают статую жены бога Амона. Третья ладья с головой сокола, примет статую Хонсу, их сына. Жрецы, одетые в шкуры пантер, курящие фимиам, возглавляют процессию. Статуи богов выносят на ладьях из храма и направляются из Карнака в Луксор, а затем – обратно. Это шествие сопровождается пением священных гимнов.

Переплывая Нил, мы попадаем в «город мертвых», на западный берег. Там встречаем довольно многочисленное население: каменотесы, столяры, плотники, ткачи, бальзамировщики, портные, ювелиры. Многие из этих людей всю свою жизнь обслуживали царские гробницы и гробницы вельмож. Заглянем в один из кварталов в мастерскую ремесленника.

(Заслушивается сообщение о работе ремесленника. К карте прикрепляется аппликация с изображением ремесленника).

Мы надолго задержались в Фивах. Сейчас будем двигаться быстрее. Вот мы приближаемся к городу Ахетатон – еще одной столице Египта, которая была построена всего за 10 лет, а еще через 10 – была покинута и всеми забыта. Найдите на карте этот город. Велика была сила фараона в Египте. Единственной силой, с которой считались фараоны, были жрецы. Это отразилось даже в названии города. Ахетатон – значит «небосклон Атона» - главного бога солнечного диска. В этом городе было найдено изображение доставки почти семиметровой статуи правителя. В большие сани было впряжено более 170 человек. Среди них не только простые жители, но и воины, богатые вельможи и даже жрецы. Давайте порассуждаем, о чем могло свидетельствовать такое изображение.

Продолжаем путешествовать. Мы заходим в дом знатного египтянина. Он удобен и красив. В саду – пруд. Во дворе хозяйственные постройки. Усадьба обнесена глухой стеной. Вход высоко от земли. Как вы думаете, почему? Возможно, вода от разливов доходила и до домов. Может быть, так защищали жилище от змей. На входе обязательно изображение хозяев и их имен. В доме дышится легко. Потолки подпирают колонны. Несмотря на изнуряющую жару, в доме прохладно. На сквозняках стоят пористые кувшины с водой, охлаждающие воздух.

Хозяин знает толк в еде. Он угощает нас изысканной и разнообразной пищей. У него на столе 10 сортов мяса, 16 сортов хлеба, 11 сортов фруктов, икра, печенье, сладости, вино и пиво. Предположите, какие фрукты могли быть на столе у египтянина (инжир, виноград финики, кокосы, гранаты, оливки, яблоки). Не лишен стол меда, молока и творога.

Посуда в доме из глины и камня. Все комнаты обставлены красивой мебелью, хотя ее не много. На плоской крыше - цветники. Там знатный человек гулял вечером. Деревья и цветы – предметы особой заботы египтянина. В саду – акация, ива, гранатовые и персиковые деревья, финики, кокосы, тамариски. Любимые цветы- водяные лилии, белый и голубой лотос. От змей охраняют дом маленькие зверьки – мангусты. Хозяева любят кошек, гусей, голубей и обезьян.

Дом бедняка во многом отличался от дома богатого вельможи.

Каков же был внешний вид египтян?

(Заслушивается рассказ ученика)

А теперь направляемся на городской рынок с длинными торговыми рядами. Здесь можно приобрести все. Денег не было, все товары обменивались друг на друга. (Прослушивается сообщение о торговле). Затем попадаем на набережную, спешим к своему кораблю. Здесь толпы людей встречают заморскую экспедицию. Но вот парусные суда подошли к берегу. Из них спускается пестрая вереница темнокожих людей. За ними – стражники. Предположите, какая судьба ждет этих людей в Древнем Египте.

Вот и последние области Верхнего Египта. Мы уже миновали Абидос. Близится к концу наше путешествие. Вот и Нижний Египет. Через несколько десятков километров Нил разобьется на рукава. Справа к реке подходят довольно близко известняковые утесы, а слева, в огромной долине, находится древнейшая столица Египта – Мемфис. Находим его на карте и обозначаем. В глубокой древности этот город называли «белые стены», «весы обеих земель». Как вы полагаете, откуда пошло второе название? На западном берегу разместился «город мертвых». Большая пирамида с окружающими ее меньшими по размерам – словно олицетворение Египта под властью могучего фараона. (Прослушивается сообщение о пирамидах).

К северу от Мемфиса пески расступаются, и Нил расходится на рукава. Сейчас их два, а в древности было семь. Обозначаем на карте дельту Нила. Посмотрите на карту Нильской долины, которая, как мы уже говорили, напоминает цветок. До сих пор мы как бы двигались вдоль стебля, а сейчас достигли самого цветка. Дельта с влажным климатом, дождями, прохладным ветром со Средиземного моря. Здесь находятся древние города Гелиополь, Танис, Бубастис, Саис. Найдите их и обозначьте на карте. Мы не видим на карте ни Каира, ни Александрии – эти города появились гораздо позже.

Мы приблизились к берегам Средиземного моря – северной границе Египта. На этом и закончим наше путешествие. Ученые продолжают изучать страну пирамид и сфинксов, древних мудрецов и искусных мастеров. Каждый кусочек папируса или обломок рельефа – это сигнал из глубины тысячелетий. Развали храмов и пирамиды – это живая история.

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение «Записки путешественника» в форме бортового дневника, интервью с египтянином, или заметки в газету (журнал). 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 карте дельту нила. было семь. обозначаем ам - словно 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000зко известняковые утесы, а слева, в огромной долине, находится древнейшая столи000000000000000000000

Обобщающий урок по теме «Древний Восток»

Урок – лото

Цель: проверить и обобщить знания учащихся по истории Древнего Востока.

Задачи: развивать умения учащихся выделять существенные признаки однородных исторических фактов; закрепить навыки по формулировке исторических определений понятий и терминов; соотносить исторические факты с исторической личностью; развивать интерес учащихся к истории.

Оборудование: карточки по числу учащихся.

Опережающее задание: повторить изученный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель объясняет правила игры (учащиеся должны не только правильно и быстро угадать термин по истории Древнего Востока, но и назвать, с историей какой страны он связан). В конце урока оценку «отлично» получает лишь тот учащийся, который сумел заполнить всю карточку и ответить на все заданные вопросы.

II. Игра.

Всем учащимся выдаются карточки с терминами. На каждой карточки по 6 терминов, понятий, исторических имен. Некоторые термины на карточках повторяются. Учитель должен читать вопросы быстро и четко, чтобы не поощрять медлительность учащихся и наградить оценкой действительно достойных детей, которые обладают знаниями на «отлично».

Вопросы:

1) Гробница египетских фараонов. (Пирамида)

2) Древнеегипетский письменный знак. (Иероглиф)

3) Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу. (Кир)

4) Устройство для подъема воды. (Шадуф)

5) Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить. (Осирис)

6) Скульптура льва с головой человека. (Сфинкс)

7) Обязательные правила поведения. (Законы)

8) Когда-то евреи поклонялись многим богам, но со временем стали почитать только одного бога. Они верили, что он сотворил весь мир и дал людям правила, по которым они должны жить. (Яхве)

9) Жрец в Индии. (Брахман)

10) Группа людей в Индии со своими правами и обязанностями. (Каста)

11) Он был самым могущественным царем Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на столбе из черного камня (Хаммурапи)

12) Люди, лишенные всех своих прав и свободы. (Рабы)

13) Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания. (Ашшурбанапал)

14) Люди, владеющие рабами. (Рабовладельцы)

15) Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли. (Каналы)

16) Мы знаем много об этом фараоне, так как его гробница единственная не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а в нем – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона. (Тутанхамон)

17) Фантастические сказания о богах и героях. (Мифы)

18) Этот старинный китайский напиток врачи когда-то рекомендовали как целебное бодрящее средство. (Чай)

19) Поселение людей, переселившихся в другую страну. (Колония)

20) Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил их по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной. (Моисей)

21) Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления. (Дамбы)

22) Ее построили с целью обороны от кочевников – гуннов. (Великая Китайская стена)

23) При нем Китай стал единым государством, и он стал его первым властелином. (Цинь Шихуан)

24) Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре – царь и его советник, далее – боевые слоны, конницы и колесницы. (Шахматы)

25) Большое сильное государство (держава)

26) В 3 в. до н.э. почти все индийские царства он объединил под своей властью. (Ашока)

27) Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма. (папирус)

28) Денежный сбор в пользу государства. (Налог)

29) Они находились в Вавилонии и считались одним из семи чудес света. (Висячие сады Семирамиды)

30) Он состоял у финикийцев из 33 знаков, его у них заимствовали греки, а потом использовали остальные народы. (Алфавит)

31) Эту книги евреи считали священной, а потом она стала священной для многих народов. (Библия)

32) Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех. (Стекла)

33) Его научились изготавливать индийцы из особого тростника. Без него сегодня не обходится ни одна семья. (Сахар)

III. Домашнее задание.

Составить кроссворд «Древний Восток»

Обобщающий урок по теме «Древний Восток»

Урок – «Звездный час»

Цель: проверить и обобщить знания учащихся по истории Древнего Востока.

Задачи: развивать умения учащихся выделять существенные признаки однородных исторических фактов; закрепить навыки по формулировке исторических определений понятий и терминов; соотносить исторические факты с исторической личностью; развивать интерес учащихся к истории.

Оборудование:

- название игры,

- изображение царей, фараонов, библейских персонажей,

- изображение пирамиды Хеопса на ватмане, за которым скрываются понятия,

- картинки с картами – схемами государств Востока,

- таблички со словами для конкурса «Логическая цепочка»,

- карточки с изображением культурных памятников.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, объяснение правил, представление жюри.

II. Игра.

1. Отгадайте страну.

На стенде рисунки с картами и названием стран: Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Лидия, Индия, Китай.

1) Жители этой страны создали первый в мире алфавит. (Финикия)

2) Путешественник, истомленный странствиями по безжизненной пустыне, ждал мгновения, когда перед его глазами предстанет чудесный, цветущий край, похожий на сад. Археологи приезжают сюда, чтобы найти на древних холмах глиняные таблички с бесценными письменами. (Двуречье)

3) Столицу этого государства называли «городом крови» и «логовищем львов». (Ассирия)

4) В этой стране находится единственное уцелевшее чудо света. (Египет)

5) Один из последних царей этого государства Ашшурбанапал собрал огромнейшую библиотеку. (Ассирия)

6) Эта страна славилась огромным количеством золота. Здесь начали чеканить первую в мире монету из сплава золота и серебра. (Лидия)

7) «Даром Нила» называли жители свою страну. (Египет)

8) В этой стране находится река, о которой жители говорили «река тысячи бедствий» (Китай)

9) Эту страну защищают от холодных ветров горы Гималаи, название которых означает «жилище снегов». (Индия)

2. Личность-загадка.

На стенде имена правителей и библейских персонажей (Хаммурапи, Дарий I, Тутмос III, Хеопс, Соломон, Моисей, Тутанхамон, Самсон).

Кто из них мог сказать о себе:

1) Я – царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: « Мне досталось по воле бога Ахурамазды 23 страны. Среди них Вавилония, Ассирия, Египет. Все, что я приказывал - ночью ли, днем ли – они исполняли. Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я отличный стрелок из лука, всадник, копьеметатель». (Дарий I)

2) Я – царь совершенный, могучим оружием, вверенным мне богами, истребил врагов на севере и на юге. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове. (Хаммурапи)

3) Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. Крепость покорилась моему величию. Жалкие царьки чужеземных стран приползли на животах, чтобы выпросить дыхания для своих носов. Велика мощь моего величества, велика власть бога Амона-Ра над всеми чужеземными странами. (Тутмос III)

4) По верованиям моего народа, для того чтобы жить вечно в царстве мертвых, нужно позаботиться о сохранении тела умершего. Мое тело высушили, обмотали тонкими бинтами и положили в саркофаг. Боги были милостивы ко мне, защитив мою гробницу от грабителей. Лишь три тысячи лет спустя археологи побеспокоили мой покой. (Тутанхамон)

5) Бог Яхве повелел мне вывести еврейский народ из Египта. Это было нелегко. Фараон был неумолим и направил вдогонку нам огромное войско. Однако Бог не оставил нас. Он раздвинул море, и мы оказались на Синайском полуострове. Сорок лет водил я свой народ по пустыне, пока не привел в землю обетованную. (Моисей)

6) Я обладал огромной силой. Один на один вступал в схватку со львом и одолевал его. Враги боялись и ненавидели, стремились узнать тайну силы. Любимая предала меня. Далила узнав, что сила в волосах, обрезала их. Измученный и ослепленный, я сокрушил врагов своих и сам погиб. (Самсон)

7) Я славился богатством и мудростью. Всем известен случай, когда я разрешил спор о младенце, возникший между двумя женщинами. (Соломон)

8) Я величайший из правителей Египта, ведь именно для меня была построена самая высокая в мире пирамида – первое из чудес света. (Хеопс)

3. Игра со зрителями.

Объясните значение и историю происхождения крылатых выражений.

1) Иерихонская труба

2) Избиение младенцев

3) Сады Семирамиды

4) Содом и Гоморра

5) Соломоново решение

4. Логическая цепочка.

Каждой команде предлагается по три таблички со словами. Необходимо найти лишнее в перечне. Свой выбор объяснить.

1) Осирис, Сет, Шамаш (Шамаш – бог Двуречья)

2) Клинопись, алфавит, стекло (клинопись – изобретение Междуречья, а не Финикии)

3) Иероглиф, папирус, свиток (нет лишнего, это все принадлежности египетской письменности)

4) Египет, Лидия, Мидия (Египет, так как расположен в Африке, а не в Малой Азии)

5) Тир, Библ, Сидон (лишнего нет, это финикийские племена)

6) Мумия, саркофаг, сфинкс (лишнего нет, все относится к культу захоронения)

7) Мемфис, Ниневия, Вавилон (нет лишнего, это столицы древних государств Востока)

8) О. Сицилия, о. Сардиния, Балеарские острова (нет лишнего, это места основания финикийских колоний)

9) Инд, Ганг, Янцзы (Янцзы – река в Китае, а не в индии)

10) Фарфор, компас, шелк (нет лишнего, это все изобретения китайцев)

5. События и даты.

Ученики получают листы, где указаны события и даты, которые нужно соотнести.

6. Культура Древнего Востока.

Ученикам предлагается знакомое им изображение архитектурных, скульптурных памятников или репродукции произведений живописи (сфинкс, крылатый бык, львиные ворота, пирамида Хеопса, Великая Китайская стена). Они должны назвать памятник, указать место его нахождения, назначение и свое отношение к нему.

В это время проводится конкурс болельщиков.

7. Исторический зоосад.

Учащимся демонстрируется изображение животного. Они должны объяснить, с историей какой страны оно связано и каким образом.

1) Кошка

2) Корова

3) Слон

4) Лев

5) Бык

8. Конкурс капитанов.

Изображение пирамиды Хеопса на ватмане. Изображение состоит из кирпичиков, за которыми скрываются понятия (иероглиф, Апис, фараон, папирус, шадуф, пирамида, Осирис, клинопись, Будда, Александр Македонский, Палестина, надсмотрщик, Фивы, рабы, жрец и т.д.), связанные с Древним Востоком. Каждый из капитанов выбирает себе «кирпичик» с термином и объясняет его, если капитан с заданием не справляется, то балл переходит следующей команде.

III. Подведение итогов игры.

Награждение победителей. Поощрение активных болельщиков. Заключительное слово учителя.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также