10. Римский доминат. Реформы Императора Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи. Доминат древний рим
28. Древний Рим в период домината
Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом, что подтвержда¬лось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:
1.империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции; 2.в армии производится специализация функций отдельных войск 3. податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов, а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии. Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные воен¬ные должности. Его власть в значительной мере зависела от ар¬мии, которая приносила ему присягу и нередко была главной си¬лой. Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.
30. Вторая Пуническая война
Вторая Пуническая война(называемая также римлянами «войной против Ганнибала» и Ганнибаловой войной, 218—202 до н. э.) — военный конфликт между двумя коалициями, во главе которых стояли Рим и Карфаген, за гегемонию в Средиземноморье. Официальной причиной войн стала осада и взятие испанского города Сагунта карфагенским полководцем Ганнибалом. После этого римляне объявили Карфагену войну. Поначалу карфагенская армия под предводительством Ганнибала одерживала верх над римскими войсками. Самой значительной из побед карфагенян является битва при Каннах, после которой в войну на стороне Карфагена вступила Македония. Последним сражением войны стала битва при Заме, после кторой Карфаген запросил мира. В результате войны Карфаген потерял все свои владения за пределами Африки. Основным источником о второй Пунической войне является труд римлянина Тита Ливия «История от основания города», книги 21-30.Еще один римлянин Дион Кассий написал книгу «Римская история», в которой тоже описывается вторая Пуническая война. Также важны для нас и греческие источники. Полибий во II в. до н. э. написал историческую книгу под названием «Всеобщая история», которая включает в себя события 264—146 до н. э. Плутарх в начале II в. написал труд «Сравнительные жизнеописания», в котором рассказыватся биографии знаментых греков и римлян.
32. Законы XII таблиц: причины появления, содержание
Законы двенадцати таблиц (451—450 год до н. э.) — кодификация государственного закона от народа в Древнем Риме. Законы двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писаный источник права Древнего Рима. Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем, 450 году до н. э., — ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт — введение денег в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал. Структура
Таблица I — «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).
•Таблица II — «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).
•Таблица III — «О займах и правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки).
•Таблица IV — «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).
•Таблица V — «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).
Таблица VI — «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).
•Таблица VII—VIII — «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).
•Таблица IX — публичное право, об общественных делах (равных).
•Таблица Х — погребальное (церемониальное) право.
•Таблица XI — божественное право (религиозные обряды).
•Таблица XII — брачное право (мужа).
studfiles.net
Билет 9 Государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат и Доминат. Рим периода принципата. Рим периода домината.
Государственный строй: первоначально сохраняются республиканские учреждения, власть императоров усиливается, конфликты император-сенат – уходят в прошлое, в конце 3 в. монархия утверждается в чистом виде.
2 Этапа в периоде империи:
принципат (1 в до н.э. – 3 н.э.) “принципс-сенатус” – первы сенатор. Впервые этот титул получил от сената Октавиан Август, поставлен первым в списке сенаторов – первый выступает в сенате.
Доминат (3 –5 вв.), от “доминус” – окончательное признание абсолютной власти императора
Принципат: можно охарактеризовать как особую форму монархии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией гос. Управления и концентрацией власти в руках одного человека. Сохранялись республиканские учреждения( сенат, народное собрание), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы гос.управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллегиальности. Главой государства стал принцепс – первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного госуд.управления. его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей – консула, цензора, трибуна. Имел право вето на решения всех гос.органов, право формировать сенат. Народные собрания утрачиваю роль и значение. Новый коллегиальный совещательный аппарат – совет принцепса ( близкие главе государства лица). Принцепс опирался на постоянную наемную армию.
Доминат: к концу 3в. Устанавливается. Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Римские магистраты превращались в почетные должности дя приближенных императора. Роль сената была низведена до положения городского совета, регистрирующего императорские эдикты. Управление государством осуществлялось многочисленными чиновниками , назначающимися императором. Сенат постепенно утрачивает свое значение. Из новых органов гос.управления: госуд.совет при императоре, финансовые, военные ведомства.
Во время правления основателя домината, императора Диоклетиана, была учреждена тетрархия (правление четырех), когда в каждой из двух частей империи управлял один август и его соправитель цезарь. Армия была разделена на две части: на границах и внутри государства.
Введено новое административно-территориальное деление провинций – их стало 100.
Введен прямой налог в натуральном виде, устанавливались максимальные размеры заработной платы для различных категорий населения.
Билет 10 Периодизация и источники римского права. Систематизация Юстиниана.
Древнейший период (VI — середина III в. до н. э.).Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью основных институтов и их тесной связью с сакральной сферой.
Предклассический период (середина III в. до н. э. -- I в. н. э.).В этот период начинается развитие преторского права, увеличивается разнообразие юридических механизмов при сохраняющемся доминировании цивильного права.
Классический период (1—111 вв. н. э.).Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных правоотношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.
Постклассический период (IV—VI вв.).В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Достижения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит окончательно, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).
Основные источники, относящиеся к первому периоду - это обычай; законы «царей»; правотворчество жрецов-понтификов; законы, принимавшиеся народными собраниями; Законы XII таблиц; эдикты преторов.
Во втором периоде в качестве источников римского права выступали: юриспруденция римских юристов; сенатусконсульты; конституции императоров (эдикты; мандаты; рескрипты и декреты).
В последнем периоде, когда начинают предприниматься широкомасштабные работы по систематизации римского права, в качестве принципиально нового источника права выступают кодификации права — вначале частные (кодексы Грегориана и Гер-могениана, III—IV вв.), а затем и официальные (кодекс Феодосия 438г., Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis) 528—534 гг.).
Кодификация Юстиниана.
После учреждения имперских порядков возвысилась роль императорского законодательства.
Текущее имперское законотворчество стало именоваться законы.
Прагматическая санкция- император дарует лицу какие-л. привилегии.
Свод Юстинианастал основным источником изучения римского права.
В XII в. его назвали Corpus iuris civilis - Свод гражданского права. 4 основные части:
1 - Codex - собрание императорских установлений (конституций)
2 - Institutiones - Институции
3 - Digesta (Pandectae) - Дигесты, или Пандекты
4 - Novellae.
Дигесты- наиболее трудоемкие, в которых помимо произведений 5 юристов, были собраны отрывки из произведений других. Систематизация.
Дигесты- собрания отрывков из произв юристов классич периода.
Структура Дигест: 1 история, учреждения и лица, 2 суд, проц, иски, 3 наследство, имущественные отношения, 4 купля-продажа, 5 залоговое право, 6 имущ отнош супругов, 7 опека и попечительство, 8 завещ, наследование по закону, 9 о рабстве, 10 вербальные контракты, 11о преступлениях и наказаниях, 12 разъяснения.
+ частное право, уг право, церковное право
Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2—8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9—12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т. д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние — на фрагменты.
Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т. д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47—50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т. п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т. д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего.
Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции,сравнительно небольшой по объему труд в четырех книгах, имеющий как законодательный, так и учебный характер. В основу Институций Юстиниана были положены сочинения.
Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.
studfiles.net
Доминат как государственный строй в Древнем Риме
Историю Древнего Рима невозможно представить без великой Римской империи, для которой был характерен государственный строй принципата и домината. Последний был отмечен установлением абсолютной монархии, при которой все решения императора не подвергались критике и признавались неукоснительными законами.
Доминат в Древнем Риме
Доминат представляет собой форму правления, сменившую собой принципат. Его главная особенность – установление абсолютной монархии в период с III по V века н. э.
Доминат был утвержден с приходом к власти императора Диоклетиана, правившего Римской империей с 284 по 305 годы.
Во всемирной истории период домината часто называют «поздней империей» или «поздней античностью». Сам термин «доминат» получил широкое распространение благодаря обычному для той эпохи обращению к императору – «dominus et deus», что переводится как «господин и бог».
Взойдя на престол, император Диоклетиан приложил все усилия, чтобы в Риме воцарилась безграничная монархия. Его стараниями в государстве быстро исчезли учреждения старого образца, а управление империей велось несколькими влиятельными инстанциями.
Рис. 1. Император Диоклетиан.
В период царствования Диоклетиана важную роль играли следующие организации:
Государственный совет. На его заседаниях обсуждались основные политические вопросы, подготавливались законопроекты.
Финансовое ведомство.
Военное ведомство.
Во главе этих учреждений стояли генералы, назначенные лично императором, и находившиеся в полном его подчинении.
При Диоклетиане чиновники были выделены в особый класс. Они выгодно выделялись на фоне прочего населения: у них была своя форма, различные привилегии, пожизненная пенсия по завершению службы.
Реформы Диоклетиана
Будучи сыном вольноотпущенника, Диоклетиан смог добиться безграничной власти в Римской империи, и оказать существенное влияние на ее политическую и экономическую жизнь.
К наиболее важным реформам Диоклетиана относят:
Разделение контроля и власти между четырьмя правителями, а также условный раздел государства на две части – западную и восточную. Каждой частью правил наместник императора – август. Августы, в свою очередь, имели право выбирать себе помощников-соправителей, которым присваивался титул цезаря.
В переводе «тетрархия» означает «правление четырех». Все соправители считались членами единой императорской семьи, но полностью вся власть принадлежала лишь императору.
Увеличение армии на одну треть и разделение ее на две части: одна часть располагалась на границах римской державы, в то время как другая, подвижная часть, курировала все государство и обеспечивала его безопасность.
Рис. 2. Армия Римской империи.
Введение единого прямого налога, который выплачивался в натуральном виде.
Установление максимальных размеров оплаты для различных специальностей и максимальной стоимости на самые продаваемые товары: рожь, пшеницу, мак и др.
Введение полноценной золотой монеты как способ устранения в обиходе порченых денег.
Рис. 3. Золотая монета Древнего Рима.
Что мы узнали?
При изучении темы «Доминат» мы узнали, что представляет собой форма правления под названием «доминат», и для какого периода истории Древнего Рима она была характерна. Мы выяснили, с именем какого императора чаще всего связывают эпоху домината, и какое влияние он оказал на развитие Римской империи.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Установление системы домината в Римской империи
Реформы Диоклетиана
Период, открытый
правлением Диоклетиана, обычно называют временем поздней Римской империи или
эпохой домината, прежде всего в силу того, что была создана новая политическая
система. Эта стадия в истории Римской империи существенно отличалась от
классической античности почти по всем критериям, характеризующим цивилизацию. В
советской историографии в определенной степени типичным можно считать подход,
сформулированный А. Р. Корсунским: «Переход к доминату знаменовал собой начало
последнего периода в истории Западной Римской империи – общественного строя,
основанного на рабовладении. Высшая ступень в развитии античной военной
диктатуры должна была предотвратить дальнейший упадок государства. И в самом
деле, доминат привел к временному ограниченному восстановлению и консервации
распадающейся системы господства». В последнем издании Истории древнего Рима
под ред. В. И. Кузищина сказано следующее: «По своему историческому значению
период Поздней Римской империи был эпохой социальной революции, в ходе которой
завершалась одна историческая формация – антично-рабовладельческая и рождалась
другая – феодально-европейская».
Однако доминат
(монархия), как политическая система, предполагающая абсолютную власть
императора-доминуса, начал формироваться задолго до Диоклетиана. Монархический
элемент существовал еще в Римской республике, и он получил основательное
развитие в ходе гражданских войн I в. до н.э., логическим следствием которых
стало формирование системы принципата, рассматривающегося некоторыми
исследователями как синтез республиканизма и монархихма, основателя империи
Октавиана Августа.
Октавиан Август
впервые получил от сената титул принцепса. Поставленный первым в списке
сенаторов, он получил право первым выступать в сенате.
Сохраняя видимость
республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются
народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и
народные трибуны, – принципат I-II вв., несомненно, являлся монархией по сути.
Дуализм этой политической системы лишь отчасти был следствием живучести римских
традиций, но главным образом он основывался на факте сохранения полисных и
общинных структур в территориальной империи.
Император-принцепс
соединял в своих руках полномочия всех главных Республиканских: магистратур:
диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он
выступал то в одном, то в другом качестве: как цензор он комплектовал сенат;
как трибун отменял по своей воле действия любого органа власти, арестовывал
граждан по своему усмотрению и т.д.; как консул и диктатор определял политику
государства, отдавал распоряжения по отраслям управления; как диктатор
командовал армией, управлял провинциями и т.д.
Народные собрания,
главный орган власти старой республики, пришли в полный упадок. Цицерон писал
по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан больше, чем
собрания комиций. Обыкновенными явлениями стали подкуп сенаторов, разгон
собраний, насилие над их участниками и прочие – признаки крайней степени
разложения комиции. Император Август реформировал комиции в демократическом
духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей
италийских муниципий), но отнял у собраний судебную власть – важнейшую из их
былых компетенции. Кроме того, комиции лишились своего исконного права избирать
на должность магистратов. Сначала было принято решение о проверке кандидатов в
консулат и претуру в специальной комиссии, составленной из сенаторов и
всадников, т.е. апробацию. Но после смерти Августа, при его преемнике Тиберии
выборы магистратов были переданы в компетенцию сената. «Тогда впервые, — писал
римский историк Тацит, — избирать должностных лиц стали сенаторы, а не собрания
граждан на Марсовом поле, ибо до того, хотя все самое важное делалось по
усмотрению принцепса, кое-что делалось и по настоянию трибутных собраний».
Относительно законодательства Тацит замечает, что принцепс подменял собой не
только сенат и магистратов, но и сами законы. Это значит, конечно, что и
законодательство стало делом принцепса.
Сенат уже при Августе
наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности
теми всадниками, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти,
распространяющейся на «город Рим», сенат превратился в своего рода
общеимперский институт. Но положение его было приниженным, а полномочия
ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от
принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце концов
возникает и утверждается неписаное правило «Все, что решил принцепс, имеет силу
закона». Право выборов самого принцепса принадлежало сенату, но и это стало
чистой формальностью: во многих случая дело решала армия.
Средоточием высших
учреждений империи был «двор», и именно двор принцепса. Здесь размещалась
императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы
занимают особое место: никогда еще государство не проявляло такой
изобретательности в отыскании источников налогов, как в ведомствах Империи,
никогда еще – до Августа – не было столь многочисленно племя имперских
чиновников.
На протяжении 3 в. отмечается все более
частое употребление слов numen Augusti, т.е. «божество правителя», эпитет
sacer, «священный», употребляется практически наравне с эпитетом
«императорский». Более пышным стало одеяние императора, теперь он носит
пурпурную мантию отнюдь не только по торжественным случаям. Аврелиан иногда
украшал голову диадемой, орнаментальной головной повязкой, заменяющей корону.
Тем не менее император еще не сделался полным властителем, армия могла
распоряжаться его судьбой, и многие императоры погибли от рук солдат. Логически
завершить эту линию развития предстояло Диоклетиану.
Приход к власти Гая Аврелия Диоклетиана
Приход к власти императора
Диоклетиана открывает новую, последнюю стадию к истории римского
средиземноморского общества и государства – эпоху поздней Римской империи,
продолжавшуюся около двухсот лет (со времени прихода к власти Диоклетиана в 284
г. до свержения последнего римского императора Ромула Августула и 476 г.).
Именно в этот период происходит разложение и перерождение античных хозяйственных
структур, вызревание новых, протофеодальных отношений как определенного
социально-экономического уклада, формирование новых политических институтов и
новых систем культурных ценностей.
Начало правления
Диоклетиана было ознаменовано почти непрерывными войнами как с внутренними
врагами (багаудами и сепаратистскими движениями), так и с внешними (персами,
арабами, варварами).
К моменту прихода к власти Диоклетиана
социально-политическая обстановка в Империи была еще достаточно сложной. В
Галлии бушевало восстание багаудов. Восставшие галльские земледельцы, колоны,
беглые рабы, представители местных племен, которых поддерживали воинские части,
укомплектованные из местных жителей, контролировали значительную часть
Центральной Галлии, создали собственную организацию управления и даже избрали
своих императоров – Аманда и Элиана (их имена сохранились в источниках).
Багауды уничтожили римскую администрацию, громили виллы галльских и римских
магнатов.
Воспользовавшись напряженным положением в
Галлии, начальник римского флота в Британии Караузий в 287 г. объявил себя
императором, захватил Британию и северо-западное побережье Галлии. Неспокойно
было в Мавритании, где волновались племена берберов, бедные земледельцы,
колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы.
На Евфрате хозяйничали персидские войска. Новому императору пришлось решать
сложные задачи по стабилизации общей обстановки.
Для подавления
восстания багаудов, восстановления спокойствия в Галлии и на рейнской границе
был послан опытный полководец Максимиан, который в 286 г. провозглашается
августом, т. е. полномочным соправителем Диоклетиана с правом управлять
западной половиной Империи, избравший своей столицей город Медиолан. Сам
Диоклетиан обосновался в Никомедии, расположенной относительно близко от
угрожаемых границ на Дунае и Евфрате, управлял восточной половиной Империи,
включая Балканский полуостров.
Наведение порядка
внутри Империи и укрепление ее границ, почти уничтоженных в предшествующее
время, было самой насущной задачей императорской власти, и Диоклетиан решил ее
весьма успешно: к началу IV в. и внутренний, и внешний мир в основном был
восстановлен.
Второй неотложной
задачей было укрепление самой императорской власти. В ходе политических
коллизий III в. система принципата претерпела столь значительные изменения, что
от нее почти ничего не осталось, и так называемый «поздний принципат» III в.
имел, кроме названия, очень мало общего с принципатом I-II вв.
Поскольку самым
большим политическим злом эпохи, предшествовавшей правлению Диоклетиана, были
узурпации власти, ставшие совершенно обычным явлением в III в., и источником
этого зла следует считать, вероятно, тот факт, что система принципата не
выработала четкой системы наследования власти, и это было одним из самых слабых
ее мест. Для того, чтобы покончить с этим неблаговидным наследием, Диоклетиан
ввел систему тетрархии («четверовластия»), которую можно расценивать как
своеобразный политический эксперимент. Такая система не только упрощала
управление и оборону, но и должна была решить вопрос о престолонаследии.
Cо времени императора Диоклетиана (с 284 г.) в Риме
устанавливается режим неограниченной монархии – доминат. Старые республиканские
учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких
основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в непосредственном
подчинении императора. Среди этих ведомств особое место занимали:
государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики,
подготовка законопроектов), финансовое ведомство и военное ведомство, которым
руководят назначенные императором и только ему подчиненные генералы. Чиновники
выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по
окончании службы им назначают пенсии и пр.
Денежная и
налоговая реформа
Экономические,
административные и военные реформы были порождены практической необходимостью.
Нужно было восстановить боеспособность армии, укрепить имперскую администрацию,
чтобы держать в повиновении подданных, защищать имперские границы, вести
наступательные войны. И дворцовый штат, и бюрократия, и армия требовали очень
значительных средств на свое содержание, поэтому еще одним важным направлением
реформ Диоклетиана было оздоровление финансов и создание четкой системы
налогообложения, причем целью налоговой реформы была унификация
налогообложения, что тоже способствовало укреплению домината и определенным
образом противоречило тетрархии.
Прежде всего
Диоклетиан попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск
низкопробной монеты. Уже в 286 г. он приступил к проведению денежной реформы,
приказав отчеканить новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая
медная монета. Однако реформа не удалась, так как реальная стоимость золота в
слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой
золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали
из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.
Диоклетиан изменил систему сбора налогов –
отныне большая часть их взималась не деньгами, а натурой. Для точной раскладки
налогов в 289-290 гг. была произведена всеобщая перепись населения Империи.
Ежегодная сумма налогов устанавливалась на 5 лет, но по истечении этого срока
вносились соответствующие поправки. Через 15 лет всеобщая перепись населения
повторялась.
В основу налогообложения сельского населения
были положены расчеты количества земли и обрабатывающих ее людей. После
всеобщей переписи ввели поголовный учет (капитацию) всех жителей Империи,
которые были обязаны платить прямой налог: сельские земледельцы в форме
поземельного налога (с единицы площади), а горожане в форме подушного налога.
Для всей Империи, включая Италию (без ее южных территорий, приписанных к Риму,
жители которого по-прежнему освобождались от уплаты налогов), были установлены
единые размеры налогов и способы их взимания. Эта система налогообложения с
подробным учетом налогоплательщиков при помощи тщательно составленных описей –
кадастров – была заимствована из практики восточно-эллинистических государств, и
прежде всего Египта.
Материальная ответственность за поступление
налогов с колонов и помещенных на землю рабов была возложена на
землевладельцев. За налоги городских жителей отвечали куриалы – члены городских
управлений (курий). Реформа налогов, проведенная Диоклетианом, способствовала
прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и
ремесленников) к месту жительства и профессии. Прикрепленность к месту
жительства налогоплательщиков гарантировала казне полное поступление налогов, а
магнатам, кроме того, постоянную рабочую силу.
Эдикт о твердых ценах и заработной плате.
Содержание возросшего военно-бюрократического аппарата требовало все больших
расходов. Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста
цен на товары и неустойчивости денежной системы. Это отражалось на поступлении
налогов. И Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые
товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляцией
и ростовщичеством. Дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко
платил все полученное им жалованье. За продажу товаров выше установленных цен
полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены
плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в исполнение
приговор злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате преследовал
цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в
соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки
заработной платы были вычислены произвольно и не могли быть едиными для
огромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно
обособленными, имели различный уровень экономического развития.
Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого
начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.
Военная и
административная реформы
Постоянное военное напряжение при слабой
подвижности пограничных армий, состоявших из воинов, проживавших со своими
семьями в пограничных поселках, требовало проведения военной реформы.
Диоклетиан приступил к ней вскоре после своего прихода к власти. Но завершилось
преобразование армии при его преемнике Константине уже в IV в. Кроме старой, организованной еще при Септимии Севере,
пограничной армии были сформированы подвижные маневренные войска. Они были
расквартированы в городах и по приказу императора образовывали малые или
большие действующие армии. Так как контингенты войск были увеличены и условия
службы в армии ухудшились, то добровольцев для ее пополнения не хватало.
Диоклетиан обязал землевладельцев поставлять в армию определенное в зависимости
от размеров их земельных владений количество рекрутов из числа проживавших на
их землях колонов и батраков, как правило, принадлежащих к местному
слабороманизированному полуварварскому населению. Таким образом, и военная
реформа способствовала прикреплению колонов, так как магнаты стали теперь более
жестко пресекать их попытки покинуть свои участки. Другим результатом военной
реформы стала усилившаяся варваризация армии, начавшаяся еще во II в. и прогрессировавшая в III в.
Пограничные военные поселения, образовывавшие
местные легионы, кроме своей малоподвижности были неудобны еще и тем, что
возглавлявшие их военачальники нередко провозглашали себя императорами. После
введения маневренных армий центральная власть укрепилась. Опираясь именно на
них, Диоклетиан и Максимиан сумели подавить восстания внутри Империи и достичь
некоторых успехов в войне с персами. Как мероприятие, вытекавшее из потребности
подавлять восстания в провинциях и усилить оборону границ, эта военная реформа
временно себя оправдала.
В обстановке борьбы с народными восстаниями,
узурпаторами, варварскими племенами, с Персидской державой становилось все
очевиднее, что разделения Римской империи на две части недостаточно. Кроме
того, процессы экономического обособления провинций зашли так далеко, что
управлять ими из двух центров – Никомедии и Медиолана – было трудно.
С целью укрепления центральной власти
Диоклетиан присвоил себе и Максимиану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей
Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение
императорской власти.
Кроме того, в 293 г. он провел дальнейшее
разделение Империи. Одного из своих высших командиров – Гая Галерия –
Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание
цезаря. Из восточной половины Империи Галерию был выделен в управление
Балканский полуостров (кроме Фракии) с резиденцией в городе Сирмиуме.
Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим
помощником и соправителем также с титулом цезаря Флавия Констанция Хлора. Он
передал ему в управление Галлию и Британию. Резиденцией Констанция Хлора был
город Августа Треверов.
Оба были провозглашены цезарями в один и тот
же день. Августы женили их: один – на своей дочери, другой – на падчерице, и
усыновили. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени
прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и
возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, должны были
провозгласить цезарями двух своих полководцев. Эта система центральной власти в
Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с
обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с
военно-административной оперативностью. Кроме того, обожествление императоров,
доступ к которым теперь был обставлен сложным церемониалом, заимствованным с
Востока, главным образом у персидского царского двора, затрудняло покушения на
императоров, что было обычным явлением в III в. Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными
полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться
августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что
система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной
власти.
При этом не
последовало официального разделения империи, хотя каждый август имел свою
армию, своего преторианского префекта и свою резиденцию. Эдикты и рескрипты
издавались августами совместно, но инициатором всего законодательства оставался
Диоклетиан, что было важным моментом, так как начавшееся разделение власти не
должно было противоречить принципу полной монархии, предполагавшемуся системой
домината.
Ниже императора
находилась многочисленная бюрократия, разделенная на гражданскую и военную
секции. Бюрократия пришла на смену разлагавшимся структурам самоуправления,
остаткам демократии и республиканизма былых времен в III в., и Диоклетиан
попытался придать ей стройный и законченный характер, что должно было
обеспечить органичное сочетание тетрархии с системой домината. Бюрократические
структуры должны были стать связующим элементом в тетрархии, ее прочным
каркасом. Вместе с тем бюрократия должна была привести к обеспечению
управляемости государства в условиях единовластия.
В связи с этим во всей Империи
устанавливалась единообразная бюрократическая система с целым рядом инстанций,
с переходами от низших канцелярий и должностей к высшим. Новая политическая
система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить
центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положение
господствующего класса Римской средиземноморской империи.
Во главе
бюрократической иерархии стоял преторианский префект, который руководил работой
императорского правительства. Среди других высших лиц Римской империи следует
назвать квестора Священной Палаты, в ведении которого находились законы и
петиции, и начальника канцелярии, который ведал внешними сношениями,
арсеналами, полицией и охраной. Низшим звеном бюрократии были кураторы, которых
избирали на местах и которые осуществляли надзор за работой городских курий.
Старые республиканские институты лишались всякого политического значения: сенат
превратился, по сути, в муниципальный совет города Рима, хотя и пытался
претендовать на большее, а магистратуры остались лишь почетными званиями.
Императорские же чиновники назначались теперь самим доминусом или, по иерархии,
вышестоящими должностными лицами.
Диоклетиан приступил
и к административной реформе провинциального управления. Провинции, в свое
время возникавшие по мере завоевания римлянами новых территорий и сохранявшие
примерно свои старые доримские границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил
новыми. Новых, меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был
выделен в особую, 101-ю административную единицу. Администрация новых провинций
теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла
волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций, не совпадающих с
исторически сложившимися границами, должно было, кроме того, подорвать
усилившийся в III в. сепаратизм прежних,
зачастую очень крупных (например, Египет, Фракия и т. д.) провинций,
способствовать укреплению единства Империи. Военное командование было отделено
от гражданской администрации. Несколько провинций объединялись в диоцез.
Диоцезами управляли викарии, назначавшиеся императором. Наместники провинций
назывались ректорами, они подчинялись викариям. Ректоры особо важных провинций
подчинялись непосредственно императорам. Рим – историческая столица Империи,
глава средиземноморского мира – сохранил свое прежнее устройство, но фактически
перестал быть столицей, его сенат превратился в совет города Рима.
Административная реформа
проводилась Диоклетианом и завершалась Константином вместе с реформой
управления, сутью которой было более четкое разделение функций между различными
звеньями центрального правительства.
biofile.ru
10. Римский доминат. Реформы Императора Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи.
Доминат. В период принципата рабовлад-ский строй в Риме начина-ет клониться к упадку,а во II-III вв. назревает его кризис. Углубляет-ся соц и сословное расслоение свободных,усиливается влияние круп-ных земельных собственников,растет значение труда колонов и уме-ньшается роль рабского труда,на смену культу традиционных римс-ких богов идет христианство.Эконом система,основанная на рабовла-дельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависи-мости (колонат),не только перестает развиваться,но и начинает дегра-дировать.К III в. становятся все более частыми и широкими восста-ния рабов,почти неизвестные начальному периоду принципата.К вос-ставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота.Поло-жение осложняется освободительным движ-ем покоренных Римом народов.От захватнических войн Рим начинает переходить к оборон-ным.Резко обостряется борьба за власть м/у враждующими группиро-вками господствующего класса.Принципат подавил дух гражданстве-нности у римлян,республиканские традиции ушли теперь уже в дале-кое прошлое,последний оплот республиканских учреждений -сенат окончательно подчинился принцепсу.С конца III.-в. начинается но-вый этап истории империи -доминат,во время к-рого Рим превратил-ся в монархическое гос-во с абсолютной властью императора.Окон-чательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана,приказавшего именовать себя Доминусом.Титу-лы императора- Август и Доминус подчеркивали неограниченный хар-р его власти.Императоры обожествлялись,а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культа-ми.Население империи превратилось из граж-н в подданных импера-тора,к-рые стали рассматриваться даже как его рабы -сервы.Сущес-твовавший при принципате совет принцепса превращается в госсовет -консисториум. В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение.Римом стал управлять префект,назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима,а магистраты- в муници-пальных должн-х лиц.Изменилась и военная организация.В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов,а также возро-сшей необходимостью защищать пределы гос-ва от вторжения герма-нских,славянских и малоазиатских племен,армия подразделяется на подвижные(для подавления восстаний) и пограничные войска. Широ-кий доступ в армию получают "варвары",порой используется и воо-руженная сила их племен.Преторианская гвардия преобразуется в дворцовую стражу.Общеимперская полиция возглавлялась начальни-ком императорской канцелярии(в Риме- префектом города), развив-шаяся тайная полиция- префектом претория.Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана,закреплен-ные и развитые в законодательстве Константина.
Реформы Диоклетиана. Диоклетиан провел эконом-ю, военную и администр-ю реф-мы.В эконом области Диок-н попытался приоста-новить обесценение денег в результате выпуска монет с низким соде-ржанием драг/металла.Он выпустил полноценные золотые и серебря-ные монеты,но они скоро исчезли из обращения,и пришлось вернуть-ся к выпуску низкопробных монет.Более эффективной оказалась ре-форма налогообложения.Диоклетиан ввел единый прямой налог- по-земельно-подушный,взыскиваемый в натуре.Размер налога был зна-чительно повышен.В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и кол-во обрабатывающих зе-млю лиц.В городах вводилось подушное налогообложение.В целях обеспечения поступления налогов была введена перепись населения.
Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подви-жных войск,ввела помимо существовавшего набора в армию добро-вольцев рекрутский набор.Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекру-тов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.
Административная реформа.Империя была разделена на 2 части - западную и восточную,а верховная власть была поделена м/у 4 соп-равителями.Двое из них, носившие титул августов,занимали первен-ствующее положение,управляя каждый своей половиной империи – Западной и Восточной. Законодат-во еще оставалось единым,поско-льку законы издавались от имени обоих императоров.При этом сам Диок-н- август сохранял за собой право высшей власти в обоих час-тях империи.Августы избирали себе соправителей-цезарей.В резуль-тате возникла тетрархия, состоявшая из 4-х частей.Город Рим перес-тал быть столицей империи.Столица Запад империи была перенесена в Медиолан (Милан),а затем в Равенну.Столицей Вос империи стала Никомедия,расположенная на восточном берегу Мраморного моря.
После двадцатилетнего правления Диоклетиана наступает период 30-него правления Константина (306—337 гг.
Реформы Константина. Константин продолжил эконом реф-мы Диок-на.Новая денежная реф-ма оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения.Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии.Эдиктами Константина ремесленные коллегии были прев-ращены в наследственные.В военной области профессия воина ста-новилась наследственной.В армию стали широко привлекаться варва-ры,получавшие рим-е гражд-во и возможность продвигаться по слу-жебной лестнице вплоть до высших долж-тей.
Завершена была и административная реформа Диок-на.Хотя тет-рархия была упразднена,в каждой из 2-х частей империи было обра-зовано по 2 префектуры,управлявшиеся префектами.Префектуры де-лились на диоцезы(6 в запад-й части империи и 7 в вост-й),возглавля-
емые викариями, диоцезы- на провинции, к-рыми управляли ректоры ,провинции -на округа с окружной администрацией.
Вопросы религиозной политики. Диоклетиан в христианской цер-кви видел организацию автономную от государственной и,следовате-
льно,препятствовавшую утверждению единовластия,а поэтому он за-прещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей,гонения на христиан.Константин же уловил,что христианст-во из религии бедняков и угнетенных превратилось в религию, к-рая может идеологическими средствами укрепить гос.строй.Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике.В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равнопра-вным с др религиями,существовавшими в империи,а затем,после кре-щения Константина в 337 году, гос религией.
Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината -военной, политической и идеологической.
Учитывая,что восточ часть империи относительно меньше запад-й подвергалась нападениям варварских племен и была эконом более развитой,Константин перенес туда свою столицу - в древнегреческий город Византий,дав ему новое название Константинополь.В 330 г Ко-нстантинополь был официально провозглашен столицей империи.Пе-ренос столицы закрепил процесс распада империи на две части, при-ведший в 395 году к окончательному ее разделу на Запад-ю и Вост-ю Римские империи (Византию).
Экономическое обособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя и было его проявлением и результатом. В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.
studfiles.net
Доминат - это... Что такое Доминат?
Домина́т (лат. dominātus «господство», от dominus «господин», «хозяин») — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная Диоклетианом (284—305 гг.).
В доминат включают период тетрархии.
Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан.
С не меньшей гордыней он начал однажды правительственное письмо от имени прокураторов такими словами: «Государь наш и бог повелевает (лат. Dominus et deus noster sic fueri iubet) …» — и с тех пор повелось называть его и в письменных и в устных сообщениях только так[1].
Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.
Слово dominus также может переводиться как «государь».
Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию — с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали функционировать, а глава государства — принцепс («первый») — считался лишь первым гражданином республики.
В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями[2]. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus — «священный») и «доминус» (Dominus — «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).
Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя её предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).
Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.
Несмотря на усиление власти императора и ещё большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все ещё существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы — правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.
Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями ещё в детстве.
Примечания
↑ Гай Светоний Транквилл Домициан, 13 // Жизнь двенадцати цезарей. — М.:: "Наука", 1964. — С. 217. — 376 с. — (Литературные памятники). — 50 000 экз.
↑ ДОМИНАТ — статья из энциклопедии «Кругосвет»
dic.academic.ru
Доминат Википедия
Домина́т (лат. dominātus — господство ← dominus — господин, хозяин) — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная императором Диоклетианом (284—305 годы). В доминат включают период тетрархии.
Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с III по V века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» — лат. dominus et deus). Впервые так себя назвал Домициан.
С не меньшей гордыней он начал однажды правительственное письмо от имени прокураторов такими словами: «Государь наш и бог повелевает (лат. Dominus et deus noster sic fueri iubet) …» — и с тех пор повелось называть его и в письменных и в устных сообщениях только так[1].
Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.
Слово dominus также может переводиться как «государь».
Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию — с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали функционировать, а глава государства — принцепс («первый») — считался лишь первым гражданином республики.
В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями[2]. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus — «священный») и «домин» (Dominus — «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).
Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя её предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность домина. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).
Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.
Несмотря на усиление власти императора и ещё большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, всё ещё существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы — правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.
Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями ещё в детстве.
Примечания
↑ Гай Светоний Транквилл. Домициан, 13 // Жизнь двенадцати цезарей. — М.:: "Наука", 1964. — С. 217. — 376 с. — (Литературные памятники). — 50 000 экз.