Чем древние египтяне питались. Часть 5. Меню мертвеца, или чем питались древние египтяне
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первыми вегетарианцами были древние египтяне. Чем древние египтяне питались


Первыми вегетарианцами были древние египтяне

Житель древнего Египта - что он ел и пил? Ученых заинтересовал этот вопрос. Оказывается, египтяне питались преимущественно злаками и овощами. А в древнем Египте водился крупный рогатый и мелкий скот, в Ниле плескалось вдоволь рыбы. Новое исследование показывает, как мало за прошедшие тысячелетия изменились вкусовые пристрастия первых вегетарианцев.

Чем утолял свой голод и жажду житель древнего Египта, когда после трудового дня возвращался вечером домой? В стране Иаа, в Сирии, главный герой древнеегипетского рассказа, написанного в эпоху Среднего Царства (2000-1580 до н.э.), Синухет находит фиги и виноград, вина больше, чем воды, мед и масло, самые разные фрукты, ячмень и прочие злаки. Так же много хорошей и изобильной еды, как в Египте, если не лучше.

"Доставляли мне хлеба и вино минт ежедневно, и вареное мясо, и жареную птицу, не считая дичи пустыни, которую ловили для меня и приносили мне, и не считая того, что приносили мои собаки", — сообщается о жизни и странствиях знатного египтянина "начальника владений царя в землях азиатов" Синухета.

Египтологи уже давно утверждали, что мясо египтяне не поглощали в больших количествах. Скорее всего нехватка мяса компенсировалась приручением антилоп, газелей и других животных. Кажется, ни в одном документе не упомянуто, что египтяне употребляли в пищу свинину, козлятину или баранину, хотя этих животных разводили даже в Верхнем Египте. Мясные блюда подавались исключительно на праздничный стол простых египтян. Повсюду в гробницах мы видим изображения скотобоен и стада животных.

Неужели повседневной пищей незнатных египтян была выловленная из Нила рыба и они пережевывали хлеб грубого помола, с попавшими туда мельчайшими камушками, о чем свидетельствует характерно стертые зубы мумий. В пищу шел также лук, латук (салат), горошек и чечевица, которые упомянуты в платежных ведомостях для рабочих, давно найденных в долине Царей. По свидетельству Геродота, рабочие на строительстве пирамиды Хеопса получили редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов. В конце трапезы они запивали свою нехитрую стряпню пивом или вином, как это изображено на картинах в их могилах.

Французские исследователи под руководством Александры Тузо (Alexandra Touzeau) и Кристофа Лэкюира (Christophe Lecuyer) из Лиона изучили мумии, чтобы ответить на вопрос — чем же питались древние египтяне. А помогли им в этом атомы углерода, которые каждый человек получает с пищей. В природе встречаются два изотопа этого элемента: более тяжелый и редкий C-13 и более легкий C-12. Смотря по тому, как происходит фотосинтез растения, в них либо больше C-13 или, наоборот, C-12.

Имеются так называемые растения с путем фотосинтеза C4, которые принимают большее количество углерода-13. К ним главным образом относятся разные виды травянистых растений, а также кукуруза, сахарный тростник, просо, щирица или амарант. Растения C3 принимают меньшее количество углерода-13. В нашем рационе питания они чаще всего представлены такими злаками, как пшеница, рожь, зерно и рис, относящихся к растениям C3. Хотя в организме человека процесс фотосинтеза не происходит, изотопы углерода в него все же попадают.

Как сообщает "Вестник археологической науки" (Journal of Archaeological Science), для исследования были взяты пробы тканей 45 мумий из двух музеев города Лиона. Умершие происходили из разных областей Египта и жили в разное время. Самые старые мумии относятся к додинастическому периоду — до 3500 г. до н.э., самые поздние — к коптскому времени — около 600 г. н.э.

Также были взяты пробы зубной эмали, костей и волос. Зубная эмаль формируется еще в детстве и с тех пор остается неизменной. Костная ткань, напротив, медленно, но верно меняется с течением времени. Волосы рассказывают о последних днях покойника, поскольку вырастают незадолго до смерти.

Сравнение изотопов всех 45 мумий дали в итоге удивительно схожую картину. Древние египтяне оказались похожими на сегодняшних вегетарианцев, которые преимущественно питаются растениями C3. Хотя такие растения C4, как просо или сорго, произрастали в Египте, они редко попадали на стол. Для получения более надежного результата и чистоты эксперимента исследователи сравнили показатели мумий с контрольными показателями свиней, которых преимущественно кормили растениями C4 или C3, потому что свиньи переваривают растения также как и люди.

По всей видимости, не зря египтяне именовали овощи "ренпут" — "продукты года". Латук или салат считался растением фаллического бога Мина, чья статуя часто возвышалась перед грядками зеленого латука. Считалось, что латук возвращает мужчинам половую силу, а женщинам — плодовитость. Употребляли его, как подтвердили исследования, копты. В сыром виде с растительным маслом и солью. Вполне вероятно, происходило это уже в римскую эпоху, когда в Египет стали завозить оливковое масло.

Большой неожиданностью для ученых оказалось, что египтяне, видимо, не любили рыбу. Несмотря на многочисленные настенные фрески и статуи, на которых изображены мужчины с копьями или сетями, занимающиеся рыбной ловлей. И ранее было известно, что в меню вплоть до Нового царства рыбные блюда не входили. В некоторых номах (административных округах Древнего Египта) и городах в разное время запрещалось употреблять те или иные виды рыб. Хотя жители Дельты были профессиональными рыбаками. Можно сказать, что только копты лакомились рыбкой.

Традиции питания древних египтян не менялись на протяжении многих столетий.

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

www.sb.by

Первыми вегетарианцами были древние египтяне — AgroXXI

Мясные блюда подавались исключительно на праздничный стол простых египтян

 

 

Житель древнего Египта — что он ел и пил? Ученых заинтересовал этот вопрос. Оказывается, египтяне питались преимущественно злаками и овощами. А в Древнем Египте водился крупный рогатый и мелкий скот, в Ниле плескалось вдоволь рыбы. Новое исследование показывает, как мало за прошедшие тысячелетия изменились вкусовые пристрастия первых вегетарианцев.

Чем утолял свой голод и жажду житель древнего Египта, когда после трудового дня возвращался вечером домой? В стране Иаа, в Сирии, главный герой древнеегипетского рассказа, написанного в эпоху Среднего Царства (2000—1580 до н.э.), Синухет находит фиги и виноград, вина больше, чем воды, мед и масло, самые разные фрукты, ячмень и прочие злаки. Так же много хорошей и изобильной еды, как в Египте, если не лучше.

«Доставляли мне хлеба и вино минт ежедневно, и вареное мясо, и жареную птицу, не считая дичи пустыни, которую ловили для меня и приносили мне, и не считая того, что приносили мои собаки», — сообщается о жизни и странствиях знатного египтянина «начальника владений царя в землях азиатов» Синухета.

Египтологи уже давно утверждали, что мясо египтяне не поглощали в больших количествах. Скорее всего нехватка мяса компенсировалась приручением антилоп, газелей и других животных. Кажется, ни в одном документе не упомянуто, что египтяне употребляли в пищу свинину, козлятину или баранину, хотя этих животных разводили даже в Верхнем Египте. Мясные блюда подавались исключительно на праздничный стол простых египтян. Повсюду в гробницах мы видим изображения скотобоен и стада животных.

Неужели повседневной пищей незнатных египтян была выловленная из Нила рыба и они пережевывали хлеб грубого помола, с попавшими туда мельчайшими камушками, о чем свидетельствует характерно стертые зубы мумий. В пищу шел также лук, латук (салат), горошек и чечевица, которые упомянуты в платежных ведомостях для рабочих, давно найденных в долине Царей. По свидетельству Геродота, рабочие на строительстве пирамиды Хеопса получили редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов. В конце трапезы они запивали свою нехитрую стряпню пивом или вином, как это изображено на картинах в их могилах.

Французские исследователи под руководством Александры Тузо (Alexandra Touzeau) и Кристофа Лэкюира (Christophe Lécuyer) из Лиона изучили мумии, чтобы ответить на вопрос — чем же питались древние египтяне. А помогли им в этом атомы углерода, которые каждый человек получает с пищей. В природе встречаются два изотопа этого элемента: более тяжелый и редкий C-13 и более легкий C-12. Смотря по тому, как происходит фотосинтез растения, в них либо больше C-13 или, наоборот, C-12.

Имеются так называемые растения с путем фотосинтеза C4, которые принимают большее количество углерода-13. К ним главным образом относятся разные виды травянистых растений, а также кукуруза, сахарный тростник, просо, щирица или амарант. Растения C3 принимают меньшее количество углерода-13. В нашем рационе питания они чаще всего представлены такими злаками, как пшеница, рожь, зерно и рис, относящихся к растениям C3. Хотя в организме человека процесс фотосинтеза не происходит, изотопы углерода в него все же попадают.

Как сообщает «Вестник археологической науки» (Journal of Archaeological Science), для исследования были взяты пробы тканей 45 мумий из двух музеев города Лиона. Умершие происходили из разных областей Египта и жили в разное время. Самые старые мумии относятся к додинастическому периоду — до 3500 г. до н.э., самые поздние — к коптскому времени — около 600 г. н.э.

Также были взяты пробы зубной эмали, костей и волос. Зубная эмаль формируется еще в детстве и с тех пор остается неизменной. Костная ткань, напротив, медленно, но верно меняется с течением времени. Волосы рассказывают о последних днях покойника, поскольку вырастают незадолго до смерти.

Сравнение изотопов всех 45 мумий дали в итоге удивительно схожую картину. Древние египтяне оказались похожими на сегодняшних вегетарианцев, которые преимущественно питаются растениями C3. Хотя такие растения C4, как просо или сорго, произрастали в Египте, они редко попадали на стол. Для получения более надежного результата и чистоты эксперимента исследователи сравнили показатели мумий с контрольными показателями свиней, которых преимущественно кормили растениями C4 или C3, потому что свиньи переваривают растения также как и люди.

По всей видимости, не зря египтяне именовали овощи «ренпут» — «продукты года». Латук или салат считался растением фаллического бога Мина, чья статуя часто возвышалась перед грядками зеленого латука. Считалось, что латук возвращает мужчинам половую силу, а женщинам — плодовитость. Употребляли его, как подтвердили исследования, копты. В сыром виде с растительным маслом и солью. Вполне вероятно, происходило это уже в римскую эпоху, когда в Египет стали завозить оливковое масло.

Большой неожиданностью для ученых оказалось, что египтяне, видимо, не любили рыбу. Несмотря на многочисленные настенные фрески и статуи, на которых изображены мужчины с копьями или сетями, занимающиеся рыбной ловлей. И ранее было известно, что в меню вплоть до Нового царства рыбные блюда не входили. В некоторых номах (административных округах Древнего Египта) и городах в разное время запрещалось употреблять те или иные виды рыб. Хотя жители Дельты были профессиональными рыбаками. Можно сказать, что только копты лакомились рыбкой.

Традиции питания древних египтян не менялись на протяжении многих столетий.

 

Источник: И. Буккер, www.pravda.ru

 

На заставке фото с сайта euler.slu.edu

 

www.agroxxi.ru

Часть 5. Меню мертвеца, или чем питались древние египтяне: green_fr

Продолжим наш Бесполезный курс истории, поговорим сегодня о еде. В Лувре находится прекрасный экспонат, на котором изображён некий Тепеманх (слева на иллюстрации). Перед ним стоит стол с нарезанным кусочками хлебом. А над столом — практически скатерть-самобранка: разлинеенное пространство, в каждой клеточке которого написано название какого-то блюда. Рисунок, очевидно, из гробницы (death alert!), поэтому экспонат в музее так и называется: «меню мертвеца».

Постараемся понять, что же именно здесь написано. А заодно рассмотрим базовые принципы египетской письменности.

Проще всего разобраться с количеством. На каждой клеточке написано не только, что лежит на воображаемом столе, но и сколько его там лежит. На клетке C5, например, написано «4», а на D5 — «2». На всей стеле встречаются только 1, 2, 4 (все они пишутся соответствующим количеством вертикальных палочек), а также 1000 (единственный сохранившийся на фотографии знак клеточек G9:G10, он же есть на G11).

Для выражения количества штучного товара числа достаточно, в случае с менее дискретной едой нужно приписать меру измерения, например «кувшинов» — этот знак в форме кувшина виден на клеточках A5 (в левом нижнем углу) и A6 (в правом верхнем). Это хороший пример пиктограммы, когда предмет обозначается изображением самого предмета.Если еда не жидкая, то количество выражается не кувшинами, а более абстрактными «мерами», которые видно на клеточках D1:D6 — он выглядит как перевёрнутая трапеция, и несомненно является изображением миски в профиль. Это хороший пример идеограммы, когда изображение предмета обозначает ряд идей, ассоциирующихся с этим предметом.

Что же за еда изображена в «меню»?

Практически весь ряд B (B3:B11) — это разные виды хлеба. Учёные при этом отказываются искать аналогии в современном мире — название прочитать они могут (запись здесь чисто фонетическая, но мы сегодня не будем о ней говорить), но совершенно справедливо указывают, что название хлеба мало о чём говорит. Что такое «эклер»? Даже если продвинуться на один шаг вперёд и выяснить французский корень этого слова (éclair — молния), без рецепта это нам ничего не скажет о природе блюда.

Большую часть ряда C (C1:C9) занимает говядина и мясные субпродукты: желудок, селезёнка, печень, тонкие ломти мяса, рёбра, часть ноги, почки, другая часть ноги и, наконец, плечо. Как мы можем видеть, практически всегда названия блюд также записываются фонетически. Буквальное изображение крайне редко (можно видеть, например, на слове «рёбра»).

Обратим теперь внимание на клеточки D9:D11 — это (слева направо) голубь, гусь и утка. Запись снова фонетическая, но знак птичьей разделанной тушки помогает разрешить возможные неоднозначности, уточняя, что речь идёт именно о птице, употребляемой в пищу. Это хороший пример использования иероглифа в качестве детерминатива: в данном случае он не выполняет никакую фонетическую функцию, он определяет категорию записанного другими знаками слова.

В клеточках D1 и D2 написаны названия двух сортов пива, в D3 и D4 — названия кисломолочных продуктов, E6:E8 содержат одну и ту же надпись «вино». Видимо, вина много не бывает, поэтому этот же знак поместили и на E10. Все остальные клеточки заняты либо снова хлебами, либо овощами и фруктами.

Ещё одно изображение готовящегося обжорства. Парочка слева несёт на непропорционально большом подносе листья салата, на них лежат буханки хлеба, тёмная гроздь винограда и неопознанные овощи. Следующий молодой человек держит кувшинки в одной руке и поднос с хлебом в другой. Затем идут люди с уткой, с куском говядины и с вазой. Что находится в руках предпоследнего персонажа, рассмотреть сложно, т.к. рисунок изрядно оббился (кураторы Лувра видят там корзину). Зато замыкающий мужчина несёт практически знакомый нам иероглиф «птицы для употребления в еду» — подписано как «готовая к запеканию дичь».

Вы помните обезьяну, помогавшую хозяину собирать орехи дум? Несмотря на отсутствие вопросов, что же такое «орехи дум», я всё равно отвечу. Я не знаю, как именно переводится название этой пальмы на русский язык, но известно, что египтяне либо ели их сырыми (предварительно размочив в оде), либо добавляли в выпечку. Они верили, что орехи дум помогают от желудка и кишечника (современные учёные не подтверждают эту теорию), на вкус они вроде имбиря. Вот как выглядят высушенные временем орехи дум:

Чтобы развеять сомнения, как могла органика сохраняться тысячелетиями, приведу фотографию хлеба, выпеченного 3500 лет назад. По виду похож на наш Бородинский, на вкус не пробовал.

Как обычно, загадка в конце лекции — как вы думаете, что изображено на следующей фотографии?

Ответ на загадку из предыдущего выпуска нашли многие. Скульптор действительно пытался изобразить поросёнка.Хотя лично мне ближе версия a_p про бегемота.

green-fr.livejournal.com

ЧТО ЕЛИ ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ, Что ели древние египтяне

Египтяне очень любили музыку. Эта страсть родилась в незапамятные времена, когда еще не было музыкальных инструментов и слушатели поддерживали певцов, отбивая такт ладонями. В эпоху пирамид появляются флейта, арфа и гобой. Они звучали как поодиночке, так и вместе в любой комбинации.

До эпохи Нового царства (II тысячелетие до н. э.) рыба не значилась в меню усопших, вероятно потому, что в некоторые периоды запрещалось ее употреблять. А вообще, египтяне спокойно ели рыбу даже в храмах. В городе Танисе есть гранитный барельеф, где двое бородатых мужчин несут стол, с которого свешиваются огромные лобаны.

Чем питались древние египтяне? Этот вопрос наверняка интересовал многих людей. Особенно после посещений Египта по путёвке «всё включено» :). Да, конечно, пища много тысяч лет назад отличалась от той, что мы принимаем сегодня. Оказывается, египтяне питались преимущественно злаками и овощами.

Свидетельства о том, как ели египтяне рыбу и птицу, можно найти у Геродота. Он писал, что рыбу употребляли либо в сыром виде, либо вялили ее на солнце или солили в рассоле.

Что ели и пили древние египтяне

Рыба. Воды Нила имели огромное количество разных видов рыб. Богатые люди рыбу не ели, они питались только говядиной. А бедные люди наоборот употребляли только рыбу. Также они её сушили и солили. Солёная рыба была деликатесом, как для бедных, так и для богатых людей. Именно солёная рыба была основным экспортируемым товаром. Сначала они выпекали из грубо смолотого зерна хлеб, а затем замачивали его в воде, растирали и выставляли ферментироваться на солнце, в больших сосудах. Результат напоминал густой суп; его тщательно процеживали сквозь сито и оставляли отстаиваться в кувшинах.

Несколько интересных обычаев – Судя по всему, чечевица существовала задолго до египетской цивилизации, потому что ее находили в желудках мумий додинастического периода. Она была одним из основных продуктов питания в Древнем Египте и на нее египтяне выменивали у финикийцев знаменитую древесину ливанского кедра, из которой строили корабли. Другой, более праздничный обычай: желтые плоды мандрагоры часто употребляли в пищу на пирах, потому что они имели галлюциногенное воздействие. А из высушенных плодов пальм мастерили украшения: кольца или подвески.

Молотое зерно ячменя – «зерна Верхнего Египта» – или другие виды молотых злаков смачивали и оставляли сбраживаться. После этого его сушили и делали из него своеобразное тесто, из которого формировали большие «батоны». Эти батоны слегка запекали и снова заливали водой для брожения. Через пару дней брагу фильтровали и старались выпить в свежем виде, так как еще через пару дней пиво становилось кислым и невкусным.

В эпоху Нового царства этот способ не изменился, но уже появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов. Кроме того, египтяне всегда умели печь тонкие лепешки на раскаленном песке, как это до сих пор делают бедуины. Далее наставал черед теста – его замешивали и тщательно месили в корзинах или глиняных мисках. Когда смесь начинала бродить, её разливали по кувшинам, и запечатывали их гипсом. Пиво пили из кружек вместимостью от одного до двух литров, из каменных, фаянсовых или металлических чаш. Горькое пиво, которое делали нубийцы примерно таким же способом, сохранялось недолго.

Читайте также:

membeduet.ru