Боги древней индии. Боги Индии. Их иерархия, пантеон и природа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самые популярные индийские боги. Боги древней индии


Боги Древней Индии Восточная мифология и история

Авалокитешвара — в буддийской мифологии бог сострадания, олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.

Агни — бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени.

Брахма — творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Варуна — всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна — воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их и отпускал грехи.

Вишну — в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну — хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.

Ганеша — в индуистской мифологии "владыка ганы" — божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.

Дьяус, в ведийской мифологии бог дневного неба, персонифицированное небо, муж Притхиви, отец Ушас, Сурьи, Парджаньи, Агни, ашвинов, адитьев, марутов, ангирасов.

Индра — бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее — локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.

Кубера — в индуистской мифологии бог богатств, один из восьми Локапала или охранителей мира, владыка якшей, киннаров и гухьяков. Кубера - внук великого рши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса.

Сурья — в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи — озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.

Хануман — обезьянообразный бог, сын бога ветра Ваю. Древние полагали, что Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.

Шива — в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени и разрушения, бог плодородия и в то же время бог-аскет.

Яма — владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии — Ями.

godsbay.ru

Древняя Индия | Боги древней Индии

Список богов Древней Индии с кратким описанием и ссылками на полные статьи.

Авалокитешвара - в буддийской мифологии бог сострадания, олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.

Агни - бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени.

Брахма - творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Варуна - всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна — воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их и отпускал грехи.

Вишну - в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну — хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.

Ганеша - в индуистской мифологии “владыка ганы” — божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.

Дьяус - в ведийской мифологии бог дневного неба, персонифицированное небо, муж Притхиви, отец Ушас, Сурьи, Парджаньи, Агни, ашвинов, адитьев, марутов, ангирасов.

Индра - бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее — локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.

Кубера - в индуистской мифологии бог богатств, один из восьми Локапала или охранителей мира, владыка якшей, киннаров и гухьяков. Кубера - внук великого рши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса.

Сурья - в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи — озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.

Хануман - обезьянообразный бог, сын бога ветра Ваю. Древние полагали, что Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.

Шива - в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Он бог-творец и вместе с тем бог времени и разрушения, бог плодородия и в то же время бог-аскет.

Яма - владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии — Ями.

Другие боги и божества Древней Индии:

Богини Древней Индии

Деви - в индуистской мифологии жена бога Шивы. Отражает творческую энергию супруга(шакти). В соответствии с двумя ипостасями Шивы, бога-создателя и бога-разрушителя, она выступает то в кротком облике, как Парвати, то в грозном, как Кали.

Дурга - в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов — уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Кали - в брахманизме и индуизме одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Почитается особенно в Бенгалии. Кали изображается главным образом в грозном, устрашающем облике.

Лакшми - в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и чистоты.

Парвати - в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Ганеши, которого создала из своего пота.

Сарасвати - главная для ведийских ариев река, в древнеиндийской мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе молодой женщины; как божество, она считалась покровительницей искусств, наук, богиней мудрости, создательницей письма и алфавита.

Ума - благая ипоставь Деви, жены Шивы. Ума была дочерью ансары Менаки, полубожественного женского существа, обитавшего преимущественно на небесах.

Ушас - в древнеиндийской мифологии богиня утренней зари, которая появляется с рассветом на золотистой колеснице. Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица.

Другие богини индуизма

Камакши Матри Прабха Пракрти Пршни
Пурандхи Рудракали Савитри Сита Уннати
Чамунда Чанда Шачи Шри  
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия

www.mysterylife.ru

Боги Индии. Их иерархия, пантеон и природа :: SYL.ru

Религиозная картина Индии, а точнее индуизма, традиционно складывается из сосуществования множества различных независимых школ. На сегодняшний день исследователи насчитывают четыре основные традиции внутри индийского язычества, каждая из которых имеет массу ответвлений. Большая часть из них корнями уходит в седые времена ведизма – древнейшую форму религиозности индоариев. Из этого же источника происходят и древние боги Индии, по крайней мере, многие из современных пантеонов индуистских школ.

боги индии список

Тримурти – индуистская троица

Во главе всех божеств индуизма стоит так называемая индуистская троица – Тримурти, ипостасями которой являются Шива, Вишну и Брахма. Последнему отводится роль творца мироздания. Призвание Вишну – сохранение космоса, а миссия Шивы, соответственно, - разрушение мира, когда приходит время.

Стоит сказать, что в различных школах Тримурти интерпретируется по-разному. Так, например, шиваизм уделяет основное внимание Шиве, а вишнуизм – Вишну. В традициях шактизма во главе богов стоит не троица богов, а богиня-мать Шакти. К тому же, некоторые вовсе отрицают троичность верховного божества, почитая в качестве такового Ишвару или Бхагавана.

В целом, представление о троичности бога никогда не было популярным у индусов. На практике религиозные учителя концентрировались только на одной ипостаси, признавая две другие только в качестве дополнительных второстепенных аспектов либо отвергая их вовсе.

боги индии

Число богов индийского пантеона

Вслед за главными божествами следуют прочие боги Индии, список которых включает до 330 миллионов различных божественных сущностей. Впрочем, древнейшие слои традиции говорят только о 33 богах, а их значительный численный рост в поздние времена, возможно, обязан неверному истолкованию текста одной из вед, где слово «koti» можно перевести как «10 миллионов» и как «вид».

В любом случае вера в то, что боги Индии насчитывают 330 миллионов представителей, является мейнстримом современной традиции и часто символически интерпретируется как вера в неисчислимость, бесконечную многочисленность божественного рода.

Локапалы – хранители мира

Основным из них является класс локапал. Это 8 (в древнем индуизме только 4) божеств, которые поддерживают мир. В юрисдикцию каждого из них входит определенная сторона света, каждому из них присваиваются священное животное, атрибут и божественная супруга.

Боги Индии, составляющие этот род: Сома, Агни, Индра, Яма, Варуна, Ваю, Кубера, Сурья.

древние боги индии

Основные боги индуизма

В реальной жизни индусов преимущественное значение имеет небольшая группа богов, чья божественная юрисдикция наиболее значима для повседневной жизни. Наверное, всем известны имена Ханумана, Ганеши и Сарасвати. Первый из них – бог в образе обезьяны. Это очень древний персонаж индийской мифологии, он имеет огромное значение для индусов как покровитель деревень и их населения.

Не уступает ему в популярности бог с головой слона – любимый очень многими не только в Индии, но и за ее пределами добрый покровитель мудрости и благополучия Ганеша. Сарасвати – это богиня мудрости и искусств. Это также весьма и весьма почитаемая божественная личность в индуизме. Кроме этих трех, есть и другие древние боги Индии, авторитет которых и сегодня довольно высок в индуистском обществе. Таковы Кали – богиня разрушения и истребительница демонов, Лакшми – богиня благополучия, изобилия, богатства, удачи и радости, Кама – бог любви верхом на попугае, и ряд других.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги – высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.

www.syl.ru

Самые популярные индийские боги :: SYL.ru

Индуизм характеризуется ярко выраженным политеизмом. Никакая другая религия не может похвастаться таким большим количеством божеств. Но мы не будем перечислять всех. В этой статье перед вами предстанут самые главные индийские боги. Пантеон богов возглавляет Тримурти. Это тройной образ, состоящий из Брахмы, Шиву и Вишну. Расскажем об этих высших существах более подробно.

Брахма

Никакие индийские боги не сравнятся по силе с этим правителем мира и отцом всего сущего. Именно Брахма создал вселенную. Он имеет четыре головы и руки, в которых держит Веды, гирлянду роз, сосуд с водой и жезл. Сам творец восседал на лебеде или гусе.

Как гласит один из мифов, Брахма сотворил из своего тела богиню и назвал её Сатарупу. Она была настолько красива, что правитель не мог оторвать от неё взгляд. Как только богиня отходила в сторону, у Брахмы появлялась новая голова, смотрящая за ней. Так продолжалось на протяжении довольно долгого периода времени. Вскоре Брахме удалось убедить Сатарупу выйти за него замуж. В уединённом месте они провели вместе сто священных лет. После этого у влюблённых родился Ман, который стал первым человеком.

индийские боги

Шива

Индийские боги – это не только добрые защитники людей. Иногда они имеют двойственную натуру. Наиболее ярким примером этого является Шива. Помимо совершения хороших дел, он часто посещал поля сражений. Нередко его рисовали с верёвкой, на которой были нанизаны черепа.

Также Шиву изображали трёхглазым и четырёхруким. Третий глаз у него расположен посередине лба. Шива носил ожерелье из змей. Встречаются изображения этого бога с синей шеей. В такой цвет она окрасилась после того, как Шива проглотил яд, выпущенный змеёй для отравления океана.

С одной стороны Шива является творцом, с другой богом времени, а, следовательно, разрушения. Также он способствовал развитию плодородия, но при этом жил аскетом в горах.

индийский бог любви

Вишну

Является хранителем мироздания. По жестокости не уступает Шиве. Вишнуиты называют его «высшим богом». Иногда высшую реальность Брахман или индуистскую концепцию «Абсолюта» изображают как Вишну. Как гласит один миф, из пупка этого бога вырос лотос. В центре цветка восседал Брахма, который и начал процесс созидания. Главная же функция самого Вишну – способствовать торжеству добра над злом.

В древних текстах Ригведы он фигурирует как второстепенное божество. Согласно этим трактатам, Вишну появился как бог солнца и мог пересечь весь космос, сделав всего три шага. Позднее его стали ассоциировать с карликом и рыбой. Тогда же возникла и концепция инкарнаций Вишну. Когда космосу грозило уничтожение, он появлялся в разных аватарах и сражался с демонами, восстанавливая вселенский порядок.

Выше были перечислены главные боги Индии. Индийская мифология также содержит сказания о множестве второстепенных. Давайте рассмотрим некоторых из них.

индийские боги пантеон богов

Ганеша

В категории «второстепенные индийские боги» считается самым популярным. Олицетворяет мудрость и способствует устранению препятствий. Поэтому люди всегда призывают его перед предстоящим важным делом.

В индуистской мифологии является сыном Парвати и Шивы. Обладает человеческим туловищем (жёлтым или красным), головой слона с одним бивнем, четырьмя руками и большим животом. Согласно мифам, в честь рождения Ганеши был организован праздник. Но на него забыли позвать бога Шани. Тот в отместку испепелил голову младенца своим взглядом. Брахма посоветовал родителям приставить к телу младенца голову первого попавшегося существа. И этим животным оказался слон.

Лакшми

Занимает второе место в категории «второстепенные индийские боги». Олицетворяет процветание и удачу, а также является женой Вишну. В легендах она предстаёт как красивая девушка, которая сидит или стоит на лотосе. Иногда богиня держит в руках цветок. При каждом перерождении Вишну, Лакшми воплощалась вместе с ним.

боги индии индийская мифология

Кама

Это индийский бог любви. Наиболее распространённое его изображение – юноша с луком в руках. Сам лук сделан из живых пчёл и сахарного тростника, а в качестве стрел Кама использовал цветы. Стрел было пять, и каждая из них вызывала в человеке определённое чувство. Каму сопровождали нимфы, несшие с собой его знамя. Сам бог передвигался на попугае. Насчёт появления Камы существует несколько легенд. В одном сказании его представляют как сына Вишну и Лакшми. В другом, он появляется в сердце Брахмы в образе девушки.

www.syl.ru

Древние Боги Индии

Природа и ее элементы считались представительницами женского рода, и были почитаемы, как формы Матери-Природы. Археологи нашли фигурку с женскими формами, которой, скорее всего, поклонялись как главной богине. Люди Древней Индии продолжали поклоняться женской форме до тех пор, пока арии не вторглись в долину реки Инд. Они ввели патриархальную форму поклонения, и идолопоклонство вошло в моду. Тем не менее, с появлением индуизма и смешанных расовых браков, арийцы стали возвращаться к поклонению древним богиням.

Время шло, формировались Веды и другие важные писания, и люди стали поклоняться многим другим богам и богиням. Предполагается, что во время ведического периода были почитаемы 3000 богов и богинь! Королем всех богов был Индра, способный уничтожать города дождем и громом. Создатель был известен как Брахма, хранитель – Вишну, а разрушитель был известен как Шива. Бог Солнца также был очень уважаем. Духовный мир и убеждения также были возрождены и люди начали верить в злых и добрых духов.

Миф о миллионах богов и богинь Индии запутывает не только иностранцев, пытающихся понять индийскую религиозную философию, но иногда даже не особо осведомленных индийцев. Так называемые боги и богини являются ничем иным, как разными проявлениями всемогущей и непостижимой силы Вселенной. Эти абстрактные понятия основаны на богатой философии с различными отличающимися школами мысли. Чтобы понять богов и богинь Древней Индии, нужно быть знакомым с религиозной философией и учениями различных школ религиозной мысли.

Понятие Бога в Древней Индии

В индийских религиозных верованиях, которые часто называют «индуизмом», всемогущий Бог определяется как сущность, пронизывающая все (существующая везде), всемогущая, вечная, находящаяся за пределами человеческого понимания.

Это общее понятие для всемогущего Бога, независимо от имени, которым люди называют его, когда молятся ему, независимо от формы, в которой они представляют его себе, независимо от пути, которым они следуют, чтобы стать ближе к нему.

Различные школы индийской философии Божественного

Понятие Бога в этой философии является также результатом понимания и анализа многих великих философов тех времен, и, таким образом, это – более индикация и допущение незнания, а не утверждение превосходства. Другим важным аспектом этой философии является тот факт, что существуют различные школы философской мысли, все из которых в равной степени уважаемы и признаны, даже если учение одной из них может быть более приемлемым, чем учение другой.

Одна школа философии рассматривает Бога как вездесущего, и часть всего. Таким образом, Бог как творец ничем не отличается от его создания. В этой философии (Адваитавад), вселенная является частью Бога, но не богом. Каждая человеческая душа (атма) имеет временное существование, а его окончательная судьба должна объединиться с остальными, то есть с Богом (парматма), этот процесс называется «мокша» или «нирвана».

Существует еще несколько иная школа мысли (вишишта адваитавад), в которой создатель отделен от творения, но становится им после нирваны.

Боги и Богини

Осознав понятие Бога, в равной степени важно, чтобы понять концепцию Саакар и Нираакар.

Преданные следуют двум формам восприятия Бога, чтобы поклониться ему. Одной из них является сосредоточение на Боге без какой-либо формы (ниракар бхакти) – где Бог воспринимается как все пронизывающая, мощная и всемогущая сущность. Другая – поклонение Богу в воспринимаемой человеком форме (сакар бхакти) – метод, который становился все более и более популярным на протяжении многих столетий из-за легкости, с которой почитаемая сущность может быть обсуждена с большой массой людей.

В разное время, в разных местах Богу начинали поклоняться в различных формах, среди осознания того, что это только форма, которая меняется, а суть остается неизменной. Таким образом, даже притом, что Бог есть то же самое, он известен и называется многими именами, поклоняются разным его формам, и изображается он как различные сущности.

Тримурти

Три основные формы Бога в индуистской традиции – это Брахма, Вишну и Шива. Вместе они образуют пураническую триаду божеств, называемую Тримурти. Среди них, Брахма наименее почитаем. Очень мало храмов, посвященных ему. Говорят, что Брахма влюбился в свое собственное творение, и, следовательно, нарушил кодекс поведения. Вишну почитают в его первоначальном виде, а также в девяти его воплощениях – аватары или смертные формы, в которых он пришел на Землю. Шива столь же почитаем, хотя его воплощения не так сильны. Он тоже изображен во многих различных формах и позах.

Природа как божество в индуизме

Агни

В самой ранней фазе цивилизации Агни или огонь был самым почитаемым среди божеств. Не удивительно, ведь огонь для древнего человека имел огромное значение. Более важными в этой связи, были социальные обычаи. В индийском обществе, существует традиция Ягна, или священного проекта. Каждое важное действие, предпринятое членами общества или соседями считалось священным проектом, а также плодом труда, которым люди наслаждались сообща, когда вечером сидели вокруг костра, приготавливали пищу, произнося молитвы, благодаря бога и природу за оказание им помощи в их деятельности.

Индра

Индра считается богом ливней. Учитывая важность дождя в успехе сельского хозяйства, а также его разрушительную силу, от чего могут пострадать многие штаты Индии даже сегодня, очевидно, что для древних людей, дожди были вопросом жизни и смерти. В Индии около 90% осадков выпадают в течение трех месяцев муссона. Задержка в несколько недель может вызвать хаос в жизни людей. Таким образом, Индра является наиболее важным из божеств, считается королем божеств. Самый ранний религиозный текст помещает его на вершину, но это не делает его непогрешимым. На самом деле, он также описывается как имеющий слабые стороны характера, за что должен был пострадать.

Ваю

Ваю из воздуха является еще одним божеством, которое считается священным в древней индийской литературе, ему поклонялись как божеству. Этот воздушный бог считается доброжелательным, и известный в очень большой степени, как отец Ханумана, друга Господа Рамы в эпической истории Рамаяна, считается воплощением бога и широко почитается в Индии сегодня.

Варун

Варун или вода также считается божеством и почитаем. Но он считается менее важным, чем Индра, контролирующий дожди. Так, становится понятно, что древние индийцы беспокоились больше о дождях, а не озерах и реках.

Ганеша

Ганеша узнаваем благодаря слоновьей голове и человеческому телу. Он является покровителем писателей, путешественников, студентов, коммерсантов, довольно сильно любит сладости, что наносит небольшой ущерб его фигуре.

Это всего лишь несколько примеров очень важных индуистских богов, считавшихся в разное время различными сектами наиболее важными божествами.

В ведах говорится, что боги сражались с демонами – асурами и победили их. Также в древних писаниях сказано, что Индра делил власть с братьями Агни и Сурьей. В этой связи интересно вспомнить, что Зевс делил владения отца с Посейдоном и Аидом…

Индуизм

В отличие от других религиозных традиций, индуизм не произошел после написания одной книги или вдруг. Он содержит множество различных верований, традиций, философий и точек зрения, не всегда согласующихся друг с другом. Эти очевидные противоречия огорошивают лишь тех, кто не знаком с данной традицией: индуистское понимание утверждает, что Единство проявляется во многих различных формах.

Индуизм часто называют религией, но это на самом деле нечто большее: это обширный и сложный социально-религиозный уклад, который, таким образом, отражает сложность индийского общества. Богатая география, много языков и диалектов, множество различных вероисповеданий, расовое разнообразие, все эти элементы сформировали индуизм и сделали его таким гетерогенным. Отсутствие объединяющего общего религиозного авторитета и полное отсутствие книги, утверждающей высшую истину и догмы, также внесли свой вклад в разнообразие индуизма.

Многие проявления индуизма идут от высокоинтеллектуальных философий в отношении многочисленных и загадочных метафизических проблем, многих ритуалов, психических и физических упражнений, таких как йога, почти детских сказок и легенд.

Эта традиция пришла из доисторических времен. Основы индуизма можно найти в учениях неизвестных древних мудрецов или риши, которые первоначально передавались в устной форме. Мы очень мало знаем об индуизме сверх того, что можно извлечь из Вед, коллекций гимнов и других ритуальных текстов, составленных в разные периоды. Эти тексты содержат много материала, в том числе учения ранних мудрецов. Старейшее свидетельство религиозной практики в Индии датируются примерно 5500 г. до н.э. Ошибочно сводить ранний индуизм к ведической религии: было много других не ведических религиозных традиций в раннем индуизме, о которых не осталось письменных свидетельств, и которые могут быть в некоторой степени подтверждены археологическими свидетельствами.

Так же, как зороастризм и иудаизм (две другие основные мировые религии, также пришедшие из доисторических времен), индуизм испытал многочисленные удары, которые угрожали его основам, но выдержал их. Основа индуизма была поражена, иногда даже разбита многими сектами, движениями и системами мышления: он отступил на некоторое время, чтобы вернуться более сильным, чем раньше.

✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!

ancientcivs.ru

Индийский пантеон богов - энциклопедия йоги и аюрведы

Жители древней Индии поклонялись не одному богу, а имели множество богов и божеств. Общее их количество неизвестно, но самых почитаемых было тридцать три. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный...

далее

В индуизме среди бесчисленного количества богов принято выделять трех – самых главных и могущественных, это Шива, Брахма и Вишну. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу разрушение, силу созидания и силу сохранения. Вишну - бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение...

далее

В религиозных верованиях Индии, бог Брахма один из трех главных божеств. К этой тройке так же относят Вишну и Шиву, однако многие культы почитают Брахму как главного в этом триумвирате. Брахму называют творцом, который создал Вселенную, Шива же почитается как разрушающий ее бог, а Вишну считается богом, который ее охраняет. Если верить древним преданиям, то бог Брахма родился из...

далее

В древней индийской мифологии существует множество божественных существ. Все они делятся на богов и демонов. Принципиальное отличие между этими противоположными существами состоит в том, что боги не могут умереть, а демоны – смертны. Также древние индусы верили, что высший бог-творец Брахма может одаривать людей бессмертием. Для того, чтобы заслужить такой дар, необходимо было вести...

далее

В древнеиндийской мифологии существовало большое количество богов. Тремя главными считались Шива, Вишну и Брахма, их относили к высшему пантеону, однако существовали и другие боги, которых относили к низшему пантеону. Они составляли свиту трех главных богов. Одним из них был Ганеша. В мифологии Ганеша входит в число богов, которые составляли свиту бога Шивы. Предания о Ганеше...

далее

В мифологии древней Индии существовало большое количество богов. Чаще всего боги олицетворяли какие-нибудь природные явления и при этом пользовались немалой популярностью среди людей. Одним из таких богов был бог Индра. Его считали богом войны, богом грома и богом молний. Согласно древнейшему философско-религиозному трактату «Веды», бог Индра - верховное божество и «Царь богов». Самым...

далее

В древнеиндийской религии и мифологии представлено огромное количество всевозможных богов и божественных существ. Все они делятся на две категории: главных богов, которых почитало большинство верующих в Индии, а также низших богов, которые олицетворяли отдельные силы природы или явления и, как правило, являлись детьми высших богов. Одним из наиболее почитаемых богов низшего пантеона...

далее

В древней индийской религии существует огромное множество богов, среди которых выделяют трех самых главных: Шива, Вишну и Брахма. Брахму и Вишну почитают как творца и защитника. В отличие от них, Шива – это разрушитель Вселенной. Так же Шива это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к переменчивому материальному миру. В индийской мифологии считается, что объединившись, Шива, Вишну...

далее

В зависимости от религиозной философии образ бога Яма характеризуется по-разному, но эти различия не очень существенны. Так, например, в индуизме данное божество — хранитель Локапалы, отвечающий за южную сторону мира, которая включает в себя страну мертвых. Согласно Ведам, Яма — это Бог смерти. В буддизме он является правителем царства мертвых. У бога Ямы есть сестра по имени Ями,...

далее

dayoga.ru

Древняя Индия | Другие богини индуизма

Камакши (санскрит Kâmâkshi = c сладострастными глазами) или Камакхья (Kâmâkhyâ = c именем Камы) — в индийской мифологии имя одной из форм Дурги, супруги бога Шивы. Под этим именем она почитается в северо-восточной части Бенгалии и Ассаме. Древний город Камруп является целью паломничества ее поклонников, и здесь-то, по-видимому, и зародился ужасный и отвратительный культ Дурги-Кали-Камакши и т. д.

Камасутра (Kâmasûtra = учебник любви, ars amadi) — заглавие одного индийского эротического трактата, написанного врачом Ватсьяяной (Vâtsyâyana). Автор основывается на целом ряде предшественников, из которых иные имеют очень известные имена. Существует указание, что философ Шанкара написал к этому произведению комментарий.

Матри

Матри (санскрит Mâtris) — богини-матери в индийской мифологии. Сюда принадлежат эманации женственной энергии великих богов, принявшие образ их супруг (Шакти), например Брахмани — жена Брахмы, Магешвари — жена Шивы. Культ их тесно связан с так называемыми тантрами и культом Шивы. В позднейшей, индуистической мифологии число их необыкновенно возросло. В Гуджарате пользуются божескими почестями около 140 таких “матерей”, имеющих разные специальные функции: так, например, богиня Мараки причиняет холеру, а мать-богиня Бераи ее предотвращает.

В джунглях имеются свои “матери”, алтари которых представляют беспорядочные кучи камней и веток. Каждый прохожий должен прибавить свое приношение к этой куче, иначе разгневанная “мать джунглей” отдаст его в добычу тигру или леопарду. С этой матерью в родстве состоит Гхатаут (в Мирзапуре), патронесса опасных горных проходов в Гхатах. У раджпутов величайшая из “матерей” — Мама Деви, то есть мать всех богов. Начало культа “матерей” неясно. А. Вебер пытался указать следы его начала в культе “трех богинь” (Tisro Devïh), упоминаемых в Ведах. В Махабхарате некоторые из них, как Mahâmâtris (великие матери), являются олицетворением плодотворных и питательных сил природы, другие — ее зловредных и губительных влияний и стихий.

Прабха

Прабха — (санскрит Prabhâ = “проблеск”, сияние, заря, рассвет) — в позднейшей индийской мифологии (например, в Матсья-пуране) жена Солнца (Вивасвата), от которого у нее был сын Прабхата. По другим источникам так называлась жена Намучи, одного из демонов данавов. В Бхагавата-пуране Прабха является женой Кальпы (Kalpa — время), сына Дхрувы (Dhruva — полярная звезда), от которого имела детей: Пратах (заря), Мадхьяндина (полдень) и Шая (вечер).

Пракрти

Пракрти (санскрит prakrti), или Мула-Пракрти (mûla — корень, основание, источник) — у индийских философов первичная материальная причина, единая, простая, неразличимая (ибо не имеет составных частей), вечная; деятельно-творческая, производительная, но не производная, источник умственной энергии, а также видимой и осязаемой материи, разума, сознания и всех чувств, и тонких элементов, из которых слагаются высшие организмы, и более грубых, образующих физические тела, вечная мать, способная развить из себя все существующее, но лишь тогда, когда соединится с душой, вечным духовным принципом, воплощенным и олицетворенным в образе вечного мужа — пуруша.

Только в соединении с пурушей проявляется энергия Пракрти, причем на долю души выпадает созерцание этого проявления и вхождение в этот союз, реализирующий существование индивидуальных существ. Как женственный принцип, способный к многообразным превращениям и воплощениям, Пракрти в позднейшей индийской философии и мифологии (в некоторых упанишадах, многих пуранах и особенно в тантрах) отождествляется с обманчивой богиней-иллюзией, Майей, а также с так называемыми шакти, или женственными, материнскими энергиями божества, например, с Брахми (Brâhmî), воплощением женственной энергии Брахмы.

Пршни

Пршни (санскрит Prçnî = пестрый) — в ведах и пуранах это имя носит мать марутов, олицетворение пестрой грозовой тучи. Эпитет Пршни прилагается также быку и корове, а во множественном числе коровам, которых доит Сома для Индры. Таким образом, слово Пршни мало-помалу стало означать “пеструю корову” и, наконец, “пеструю тучу”. Этот термин прилагается также и земле.

Пурандхи

Пурандхи (санскрит Purandhi = податель обилия или милости) — в индийской мифологии одно из второстепенных божеств, богиня изобилия. Имя ее встречается в Ригведе редко (около девяти раз), почти всегда вместе с именем бога Бхага, одного из светлых Адитья; два-три раза она упоминается вместе с Пушаном и Савитаром и однажды с Вишну и Агни. В Авесте также встречается богиня богатства и изобилия Паренди (Pârendi), которую обыкновенно отожествляют с Пурандхи. Некоторые ученые, впрочем (например, Гиллебрандт), считают Пурандхи богиней деятельности.

Рудракали

Рудракали — в позднейшей индийской мифологии одна из форм супруги бога Шивы, Умы, в которой она сопровождала Вирабхарду, посланного Шивой помешать жертвоприношению Дакши.

Савитри

Савитри (санскрит Sâvitrî, форма женского рода, производная от имени бога Савитар):

- священный стих Ригведы, обращенный к солнцу — Савитару и отсюда получающий название Савитри. Другое его имя — Гаятри;

- одно из имен Шатаруны, дочери и жены Брахмы, которая иногда рассматривается как олицетворение вышеупомянутого стиха;

- героиня эпизода из Магабхараты, дочь царя Ашвапати и возлюбленная Сатьявана, за которого она вышла замуж несмотря на предсказание, что ей суждено жить с ним только один год. В роковой день Сатьяван умер, и бог смерти Яма пришел за его душой, которую понес в царство теней. Савитри последовала за ним. Самоотвержение ее поразило Яму, и он обещал ей какой угодно дар, кроме жизни мужа. Три раза Яма пробовал удержать Савитри, предоставляя ей один дар за другим, но Савитри все-таки следовала за ним, так что наконец он должен был вернуть жизнь Сатьявану. Миф этот представляет черты сходства с некоторыми греческими (Орфей и Эвридика, Алмет и Альцеста).

Сита

Сита (санскрит Sîtâ = борозда) — в индийской мифологии сначала олицетворение борозды и земледелия (в ведийскую эпоху, например в Ригведе), позже превращающееся в царевну Сита, супругу любимого героя индусов Рамы. Так как Рама является также одним из воплощений бога Вишну, то и супруга Рамы Сита понимается как одно из воплощений Лакшми, божественной подруги Вишну. В Ригведе Сита упоминается лишь однажды, в одном гимне (кн. IV, г. 57), обращенном к богам-покровителям земледелия. В более поздних ведийских памятниках (Параскара-грхья сутра) Сита является женою бога Индры, что, быть может, находится в связи с редким (однажды в Ригведе) эпитетом Индры — urvarâpati (господин поля).

В Тайтирия-брахмана Сита получает эпитет Савитри. По-видимому, в этом ведийском образе мы имеем стертый и бледный остаток прежде более яркого и развитого мифического олицетворения. Вследствие забвения его первоначального содержания мифологическое творчество пытается приурочить этот образ к другим, более живучим и ярким мифическим личностям — Индре, Савитару, — но все эти попытки случайны и недолговечны, и только гораздо позднее, уже в эпоху индийского средневековья, Сита облекается в более яркие и определенные формы, превращаясь в дочь Джанаки, царя Видеги, получившую поэтическое бессмертие как подруга Рамы, героя Рамаяны. Связь с ведийской Сита проглядывает еще и в Рамаяне.

По словам отца Ситы, Джанаки, Сита возникла из борозды его плуга в то время, как он опахивал место для жертвоприношения. Благодаря этому сверхъестественному способу рождения Сита называется Айониджа (Ayonijâ = рожденная не из утробы). Другие имена Ситы — Бхумиджа (Bhumi = земля), Дхаранисура (Dharani = земля, собственно “носительница”), Партхиви (Prthivî = земля, собственно “широкая”) — все указывают на ее происхождение, означая “дочь земли”. О приключениях Ситы, похищенной демоном Раваной и возвращенной Рамою лишь после длинного ряда подвигов и всевозможных перипетий, описано в эпосе Рамаяна.

Уннати

Уннати (санскрит подъем, возвышение, поднятие) — в индийской позднейшей мифологии одно из многочисленных аллегорических олицетворений нравственной высоты. Уннати является одной из тринадцати дочерей Дакши и супругой Дхармы.

Чамунда

Чамунда (санскрит Сâmundâ) — в индийской позднейшей мифологии одна из страшных и злых ипостасей супруги Шивы, богини Деви, или Дурги. Чамунда вышла изо лба Дурги, чтобы биться с демонами Чанда и Мунда, откуда и самое имя Чамунда. Убив обоих демонов, она принесла их головы Дурге. Богине Чамунда, как и другим страшным формам Деви, приносились некогда человеческие жертвы.

Чанда

Чанда (санскрит Саndâ = гневная, необузданная), или Чанди (Candî) — одна из ипостасей индийской богини Дурги, супруги Шивы, которую она приняла с целью истребления демона Магиши (Mahisha).

Примечание. Чандипат (санскрит Candîpât) или чандипатха (Candîpâtha = Candî = имя богини + рâthа = текст) — название индийской поэмы, содержащей 700 стихов и составляющей один из эпизодов Маркандея-пураны. В ней прославляются победы богини Чанди (она же — Дурга) над демонами — асурами; ее читают ежедневно в храмах названной богини. Другое название поэмы — Деви-магатмья.

Шачи

Шачи (санскрит Çасî = сила, способность, помощь, благоволение) — в индийской мифологии имя супруги бога Индры, встречающееся уже в Ригведе. Чаще другое ее имя — Индрани (Indrânî), то есть супруга Индры. Так как Индра носит в Ригведе эпитет Шачипати (Çacîpati = владыка, господин силы), то отсюда вытекает довольно вероятное предположение, что представление о супруге Индры — Шачи возникло на основании чисто лингвистического процесса. Эпитет Шачипати может быть понимаем и как “супруг, господин Шачи”, откуда недалеко уже до представления Шачи в виде богини, супруги Индры, которая, впрочем, никогда не играла сколько-нибудь видной роди в индийском пантеоне.

В позднейшей индийской мифологии средних веков Индра и Шачи теряют часть своего прежнего влияния. Как бы в вознаграждение за утраченное значение Индра получает небесное царство — Сварга, где живет вместе с Шачи по-царски, окруженный огромной свитой, в которой, кроме старых друзей марутов, являются новые члены — разные гении и духи: Гандхарвы, Апсарасы, Сиддха, Садхья, Чарана и т. д. Резиденция его — на небесной горе Амаравати, на которой находится и чудная роща Нандана (радость, блаженство). Дворцы И. из золота, колонны из бриллиантов; в садах плещут фонтаны и не прекращается музыка и пляски, цветут и приносят плоды небесные деревья и царствует вечная радость и блаженство. Некоторые черты ведийского Индры становятся гиперболизированными: склонность к Соме граничит уже с пьянством, а чувственность превратилась в крайнюю похотливость.

Шри

Шри (санскрит Çrî — великолепие, красота, блеск, счастье, богатство, величие) —1) в индийской мифологии (уже в Шатапатха-брахмане) олицетворение красоты или счастья;2) в позднейшей мифологии супруга бога Вишну (светлое, солнечное божество), прекрасная и юная Лакшми. В некоторых пуранах (Вишну, Гаруда, Линга и Падма) Шри-Лакшми является дочерью божественного мудреца Бхргу сына Маричи, возникшего из ума Вишну. В период средневековья индийской религии каждому из трех высших богов дается жена или шакти (сила). Как Шакти бога Вишну, Шри неразлучна с Вишну: “Вишну — мышление, Шри — речь; он — понимание, она — познание; он — справедливость, она — благочестие; он — творец, она — творение; он — солнце, а Шри — сияние; он — месяц, а она — его свет; Говинда (Вишну) — океан, а Камала (Шри) — прилив и отлив, он — день, а она — ночь; все мужеское — Вишну, все женственное — Шри”.

Вернуться на Боги Древней Индии

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия

www.mysterylife.ru


Смотрите также