Боги древнего египта осирис. Осирис - бог древнеегипетской мифологии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Египетский бог Осирис. Миф об Осирисе. Боги древнего египта осирис


Осирис, древнеегипетский бог - Русская историческая библиотека

Осирис (в Древнем Египте это имя произносилось, скорее всего, как Усир) – египетский бог чаще всего почитавшийся как владыка загробного мира мёртвых, но теснее связанный с идеями перехода одного в другое, воскрешения и оживления. Он изображался в виде человека с зеленой кожей и бородой фараона, с пеленами мумии на ногах. Осирис носил особую корону с двумя большими страусовыми перьями на каждой стороне, а в руках держал символические посох и цеп. Одно время Осирис считался старшим сыном бога земли Геба, хотя другие источники утверждали, что его отец – бог солнца Ра, а мать – богиня неба Нут. Осирис был братом и мужем богини Исиды, которая после его смерти родила от него сына Гора. Он носил эпитет Хенти-Аменти, означавший «Первый из обитателей Запада» – намёк на его владычество в стране мёртвых. Как правитель мертвых Осирис иногда назывался «царём живущих», ибо древние египтяне считали, что благословенные усопшие являются «истинно живыми». Осирис считался братом богов Исиды, Сета, Нефтиды. Первые сведения об Осирисе восходят к середине эпохи V династии Древнего Египта, хотя вполне вероятно, что ему поклонялись гораздо раньше: эпитет Хенти-Аменти восходит по меньшей мере к I династии, как и титул «фараон». Большая часть мифов об Осирисе основаны на аллюзиях, содержащихся в Текстах пирамид  конца V династии, на гораздо более поздних документальных источниках Нового царства, вроде Камня Шабаки и «Борьбы Гора и Сета» и ещё на позднейших сочинениях греческих авторов, в том числе Плутарха и Диодора Сицилийского.

Осирис считался не только милостивым судьей мертвых в загробной жизни, но и подземной силой, порождавшей всякую жизнь, в том числе растительность и плодородные разливы Нила. Его называли «Владыкой любви», «Вечно добрым и юным» и «Господином Молчания». Правители Египта были связаны с Осирисом после смерти, воскресая, как и он, из мёртвых к вечной жизнь путём магии. Ко времени Нового царства не только фараоны, но и все люди, могли установить связь с Осирисом после смерти, если оплачивали соответствующие ритуалы.

 

 

Через образ посмертного возрождения, Осирис стал ассоциироваться с природными циклами, в частности – с ежегодным обновлением растительности и разливами Нила, с восхождением Ориона и Сириуса в начале нового года. Осирису массово поклонялись как Владыке Мертвых до самого подавления старой египетской религии после торжества христианства.

Осирис

Бог Осирис

Автор изображения

 

Происхождение имени «Осирис»

Осирис – это греческое и латинское произношение слова, которое передаётся египетскими иероглифами как «Wsjr». Так как иероглифическое письмо не указывает всех гласных, египтологи транслитерируют истинное звучание этого имени по-разному: Асар, Яшар, Асер, Асару, Аусар, Аусир, Усир и т. п.

Для объяснения происхождения этого египетского слова есть несколько гипотез. Джон Гвин Гриффитс (1980) полагает, что оно происходит от корня Wser означающего «мощный». Одна из старейших известных аттестаций Осириса на мастабе покойника – Netjer-Wser (Бог Всемогущий).

Дэвид Лортон (1985) считает, что Wsjr состоит морфем set-jret означающее «поклонение». Осирис – «тот, кто поклонение получает». Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от Waset-jret – «Родитель глаза».

 

Облик Осириса

В наиболее развитой форме иконографии Осирис изображается в короне Атеф, похожей на белую корону правителей Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусовых перьев на каждой стороне. В руках у него посох и цеп. Посох, как полагают, представляет Осириса как бога пастухов. Символизм цепа менее определён: иногда и его сближают с пастушьим кнутом.

Осириса обычно изображают в виде фараона с зеленым (цвет возрождения) или черным (намёк на плодородный ил Нила) лицом. Его тело ниже груди обёрнуто в пелены мумии. Реже Осириса изображают лунным богом с короной, охватывающей луну. В гороскопах счастливых и несчастливых дней упоминается о связи Осириса с луной.

Облик Осириса

Осирис. Изображение из гробницы Сенджема, XIX династия

 

Мифы об Осирисе

Тексты Пирамид описывают ранние представления о загробной жизни как вечном путешествии с богом солнца среди звезд. Среди этих ритуальных текстов, в начале IV династии есть формула: «Фараон, подношение дарующий Анубису». К концу V династии, формула во всех гробницах меняется на «Фараон, подношение дарующий Осирису».

Осирис – мифологический отец бога Гора, чья концепция описана в мифе об Осириса, основополагающем для древнеегипетской веры. Миф повествует, что Осирис, правивший Египтом, был убит своим братом Сетом, который хотел занять вместо него трон. Жена Осириса, Исида, соединила разрубленные части тела мужа, из которых не хватало лишь фаллоса. Исида сделала золотой фаллос, и ненадолго вернула супруга к жизни с помощью заклинания, узнанного от отца, бога Ра. Это заклинание дало ей время забеременеть от Осириса, прежде чем он снова умер. Исида родила сына, бога Гора, который должен был отомстить злому Сету.

Богиня Исида

Богиня Исида

 

Душе Осириса, или, скорее, его ба, иногда поклонялись как особому божеству, особенно в городе Мендесе (Дельта Нила). Этот аспект Осириса называли словом женского рода Банебждедет (Банебдед, Банебжед), которое означало: «ба владыки Джед», «душа господина столба непрерывности». Джед, разновидность столба, обычно понимается как позвоночник Осириса (как Нил считался «позвоночником Египта).

Нил, источник воды, и тесно связанный с регенерацией растительности Осирис, который умер лишь для того, чтобы воскреснуть, олицетворяли преемственность и неизбывность. Осирису Банебджеду придавались эпитеты Властелин Неба и Жизнь Ра (бога солнца), так как Ра, считался предком Осириса, у которого последний унаследовал царственную власть. Понятие «ба» далеко не совпадает с «душой» в христианском смысле. Оно тесно связано с представлениями о силе характера, воле, особенно в тех случаях, когда прилагается к богам.

Другое значение слова «ба» в древнеегипетском языке – овен, баран. Поэтому Банебджед изображался в виде барана или существа с бараньей головой. Живому священному барану поклонялись в Мендесе как воплощению бога. После смерти таких баранов мумифицировали и хоронили в особом бараньем некрополе.

Учитывая этот «бараний» образ Осириса, а также то, что в качестве атрибутов этому богу присваивались посох и цеп, некоторые ученые считают, что культ Осириса зародился среди пастушьих племен верхнего Нила. Посох и цеп вначале были символами незначительного сельскохозяйственного божества Анджети. К Осирису они перешли позднее. От него их заимствовали правители Египта – как символы божественной власти.

 

Воскрешение Осириса

Культ Осириса, бога воскрешения и возрождения, особенно интересен благодаря связанной с ним концепции бессмертия. Плутарх рассказывает версию мифа, в которой Сет (брат Осириса), вместе с царицей Эфиопии, сговорился с 72 сообщниками устроить убийство Осириса. Путём обмана Сет побудил Осириса улечься в ящик, который затем запер на замок, запечатал свинцом и бросил в Нил. Жена Осириса, Исида, искала его останки, пока наконец не нашла их в колонне из ствола дерева тамариск, которая поддерживала крышу дворца в городе Библе, на финикийском берегу. Ей удалось вынуть гроб и открыть его, но Осирис был уже мертв.

 

 

При помощи заклинания Исида вернула мужа к жизни, чтобы забеременеть от него. Потом Осирис умер снова, и она спрятала его тело в пустыне. Несколько месяцев спустя, Исида родила Гора. Пока она растила Гора, Сет охотился – и в одну из ночей наткнулся на тело Осириса.

Он в гневе разорвал тело на четырнадцать кусков и разбросал их по всей земле. Исида собрала все части тела, за исключением полового члена, съеденного рыбой меджед (сомом) и спеленала их вместе для надлежащего захоронения. Восхищённые этой преданностью Исиды, боги воскресили Осириса, сделав его богом подземного мира.

Диодор Сицилийский дает несколько иную версию мифа, где Осирис описывается как древний царь, научивший египтян искусствам и цивилизации, в том числе сельскому хозяйству. Потом он путешествовал по миру со своей сестрой Исидой, сатирами и девятью музами, пока, наконец, не вернулся в Египет. Осирис был убит своим злым братом Тифоном, который отождествлялся с Сетом. Тифон разрубил тело убитого на двадцать шесть кусков, которые раздал сообщникам своего преступления. Исида и Геракл (Гор) отомстили за смерть Осириса, убив Тифона. Исида нашла все части тела Осириса, кроме фаллоса, и тайно похоронила их. Сделав их «копии», она положила те в нескольких местах, которые превратились в центры почитания Осириса.

 

Идеи смерти и загробной жизни в культе Осириса

Древние египтяне верили, что смерть на самом деле есть переход в новое состояние. Они считали: лишь ка (жизненная сила) оставляет тело в момент смерти. Сами их обычаи сохранения тела указывают на представлении о том, что жизнь после неё продолжается. Осирис более всего известен как Бог «Перехода» и Возрождения.

Плутарх и другие авторы отмечают, что жертвоприношения Осирису были «мрачными, торжественными и жалобными ...» («Исида и Осирис», 69) и что великие мистерии, отмечаемые в два этапа как память о смерти бога, начинались в Абидосе в тот же день, когда сажали зерно («Исида и Осирис», 13). «Смерть зерна и смерть бога были одним и тем же: зерно отождествлялось с богом, который пришел с небес; он был хлеб, которым жив человек. Воскрешение бога символизировалось возрождением зерна». Ежегодный праздник предусматривал изготовление «Ложа Осириса» в форме фигуры бога, наполненный землёй и засеянной семенами.

Прорастание семян символизировало воскресение Осириса из мертвых.

Первым этапом праздника была публичная драма, изображавшая убийство и расчленение Осириса, поиски его тела Исидой, его триумфальное возвращение в виде воскресшего бога, и битву, в которой Гор победил Сета. Все это разыгрывалось умелыми актерами как настоящий спектакль, который и привлекал к культу Осириса новых адептов.

Согласно Юлию Фирмику Матерну (IV век), эта «пьеса» повторялось каждый год верующими, которые «били себя в грудь и полосовали себе плечи.... Когда в представлении изображалось, как изуродованные останки бога нашли и вернули… сетование переходило в радость» («De Errore Profanorum»).

 

Публичное поклонение Осирису. Стела Ихернофрета

Большую часть сохранившихся сведений о празднике Страстей Осириса можно найти на Стеле Ихернофрета в Абидосе, возведённой Ихернофретом (Ихернефертом), возможно, жрецом Осириса или чиновником в правление фараона XII династии Сенусерта III (около 1875 г. до Р. Х.). Праздник Осириса проводился в Абидосе в последний месяц ежегодного разлива Нила, совпадающего с наступлением весны. Считалось, что именно в Абидосе утопленное в Ниле тело бога вынесло на берег.

Осирис, царство мертвых

Коленопреклонённый проситель Ани перед Осирисом в Царстве мёртвых. За Осирисом - богини Исида и Нефтида

 

Обряды, связанные с той часть мифа, где рассказывается, как Сет разрубил тело Осириса на 14 частей, на этой стеле не упоминаются. Хотя, по некоторым папирусным текстам, этот эпизод входил в праздничный ритуал. Некоторые элементы церемонии проводились в храме, другие же – посредством публичного представления театрального типа. Стела Ихернофрета повествует о том, какие общественные церемонии проводились в течение пяти дней торжества:

Первый день – «Шествие Упуаута»: разыгрывались сцены битвы, в которой одерживалась победа над врагами Осириса. Затем шло шествие во главе с богом Упуаутом («открывающим путь»).

Второй день – «Великая процессия Осириса»: тело Осириса переносилось из храма в могилу. Лодку, которая его перевозила (Нешмет), нужно было защищать от врагов.

Третий день – «Осирис оплакан и Враги страны сокрушены».

Четвертый день – «Всенощное бдение»: читались молитвы и декламации, исполнялись похоронные обряды.

Пятый день – «Возрождение Осириса»: Осирис возрождался на рассвете и увенчивался короной богини правды Маат. Его статуя переносилась в храм.

 

Поклонение Осирису в храмах

В храмах священниками проводились куда более эзотерические обряды, весьма непохожие на те, которые описывает стела Ихернофрета. На них присутствовали лишь избранные посвященные. Плутарх упоминает, что через два дня после начала праздника «жрецы… несут священный ларь, имеющий внутри золотой ковчег, в который они, зачерпнув, наливают пресной воды. И поднимается крик окружающих, что найден Осирис. Затем к воде подносят плодородную землю и, смешав их с дорогими благовониями и фимиамом, лепят месяцевидную фигурку. Они обряжают и украшают ее, показывая, что считают этих богов субстанцией воды и земли». («Исида и Осирис», 39). Рассказ Плутарха неполон: он сам пишет: «я умалчиваю об обрядах рассечения дерева» («Исида и Осирис», 21), сознательно избегая изображать этот самый священный ритуал.

В посвящённом Осирису храме, в Дендере, одна надпись подробно описывает изготовление из пшеничного клея фигурок всех частей расчлененного тела Осириса, которые рассылались в города, где каждую из этих частей, по легенде, нашла Исида. В храме города Мендеса фигурки Осириса из пшеницы и клея клали в корыто в день убийства бога, добавляли туда на несколько дней воду, а потом из полученной смеси делали «манекен» бога и доставляли его в храм для захоронения (для этого могло использоваться лишь священное зерно, выращенное в храмовых полях). С помощью «пресс-форм» каждой из расчленённых частей Осириса, сделанных из красного дерева, пекли хлеба, помещали их в серебряный ларь и ставили рядом с головой бога.

В первый день праздника пахоты статую богини Исиды несли в храм, раздевали там догола, пшеничным клеем мазали её постель и увлажняли водой, представляя плодородную землю. Венцом всех этих священных ритуалов было поедание изображений бога, игравшее роль причащения.

 

Суд Осириса

[Подробнее - см. в отдельной статье Суд Осириса.]

Идея посмертного божественного правосудия за грехи, совершённые в жизни, впервые встречается в эпоху Древнего Царства, в надписях одной гробницы VI династии, содержащих фрагменты своеобразной «отрицательной исповеди»: грешник перечисляет не свои грехи, а проступки, которых он не совершал.

Суд бога Осириса

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

 

С ростом влияния культа Осириса в период Среднего Царства «демократизированная религия» стала сулить даже самым бедным своим адептам перспективу вечной жизни. Главным мерилом личности стала моральная чистота, а не знатность.

Египтяне считали, что после смерти человек предстаёт перед сорока двумя божественными судьями. Если он вел жизнь по предписаниям богини правды Маат, его принимали в Царство Осириса. Если же его признавали виновным, то бросали чудовищу-«Пожирателю», и он не участвовал в вечной жизни.

Человек, отданный Пожирателю, вначале подвергался страшному наказанию, а затем уничтожался. Египетские изображения посмертного наказания через посредство ранних христианских и коптских текстов, возможно, повлияли на средневековые представления об аде.

Те, кто признавался оправданным, очищались на «Пламенном острове», торжествуя триумф над злом и возрождаясь. Проклятых ожидало полное уничтожение и небытие. Представлений о вечных муках у древних египтян не было.

Оправдание на посмертном суде Осириса было главной заботой древних египтян.

 

Осирис и Серапис

Когда в Египте воцарилась греческая династия Лагидов, её правители решили создать искусственное божество, которому могли бы поклоняться как коренные жители страны, так и эллинские переселенцы. Цель состояла в том, чтобы сблизить обе эти группы друг с другом. Осирис видимым образом отождествлялся со священным быком Аписом. На этой основе и был создан синкретический культ Сераписа, в котором египетские духовные мотивы соединились с греческой внешностью.

 

Падение культа Осириса

Поклонение Осирису продолжалось до VI века нашей эры на острове Филе (Верхний Нил). Изданные в 390-е годы декреты императора Феодосия I об уничтожении всех языческих храмов там не применялись. Поклонение Исиде и Осирису допускалось на Филе до времен Юстиниана I, по договору императора Диоклетиана с племенами блеммиев и нубийцев. Каждый год эти туземцы посещали Элефантину и время от времени увозили образ Исиды вверх по реке в страну блеммиев для пророчеств. Всему этому был положен конец, когда Юстиниан послал знаменитого полководца Нарсеса уничтожить святилища, переловить священников и захватить божественные изображения, которые были доставлены в Константинополь.

 

rushist.com

бог древнеегипетской мифологии :: SYL.ru

В обширном и пестром пантеоне египетских богов Осирис занимает важнейшее место. В Древнем Египте, растянутом по длиннейшему Нилу, не существовало ни стройной мифологии, ни единого изображения богов, как это было, допустим, у древних греков. Египетские пиктограммы до конца не расшифрованы, но миф о боге Осирисе в целом известен благодаря записям Плутарха.

Начало жизни Осириса

Первоначально считалось, что бог Осирис был рожден в пустыне, отделявшей царство живых от царства мертвых, богиней неба Нут от ее мужа Геба, который властвовал на земле. У него был младший завистливый и коварный брат Сет, сестра-жена – мудрая Изида - и сестра Небехтет, или, по-гречески, Нефтида, которая была супругой Сета. У этой пары не было детей. Причины странны. То ли Сет был бесплоден, то ли Нефтида не имела влагалища. Тем не менее она родила то ли от Осириса, то ли от Ра сына Анубиса. Противоречивость и отсутствие логики характерно для всей мифологической системы Египта.

Мифологические сказания

Царь Египта Осирис мудро правил вместе с Изидой своей страной. Он был 4-м богом, после прадеда Атума, деда Шу и отца Геба. Песнопениями, а не оружием и угрозами, Осирис научил подданных земледелию, разведению садов и виноградарству. Из винограда они готовили вино. Эти представления уходят в глубины родового общества. Для древнейших египтян Осирис – бог-производитель, которому подчинена природа.

Коварный Сет завидовал старшему брату и хотел занять его место на троне. Он изготовил великолепно украшенный саркофаг, тайно сняв мерки с Осириса, и устроил пир. Он объявил всем приглашенным, что подарит саркофаг тому, кому он придется впору. Осирис, не подозревая о предстоящем предательстве, лег в него. Крышку быстро захлопнули и запаяли свинцом и бросили в Нил. Великая река не приняла саркофаг, а вынесла его на берег рядом с Библосом. Тут же мгновенно выросло огромное дерево, которое своими корнями оплело саркофаг. Правитель Библа дал приказ его срубить и привезти во дворец. Из него сделали опору для крыши. Но именно в дереве находился саркофаг. Изида в это время томилась в темнице, посаженная туда Сетом. Но ей помогли убежать.

Безутешная Изида, обрезав волосы (своего рода пострижение в монахини) и надев траур, бросилась на поиски супруга. Она нашла во дворце это дерево и попросила отдать его ей.

Возрождение Осириса

Готовясь к захоронению, Изида неосторожно оставила тело мужа без охраны. Сет по одним источникам разрубил его тело на 15 кусков, по другим – на 42, и рассеял по Египту. Изида решила собрать тело, оживить покойного супруга, чтобы зачать сына. Он должен вырасти и отомстить за отца. Тело было собрано, но не хватало одной детали, без которой супружеская жизнь невозможна: ее Сет выбросил в воду, и ее съели рыбы.

Некоторые источники говорят, что фаллос Изида слепила из глины. Ее мудрость помогла ей на короткое время вернуть к жизни Осириса. Так супруги зачали сына, которого назвали Гор. Когда Гор вырос, то он сразился с Сетом и победил его.Глаз Сета он отдал на съедение отцу и тем самым воскресил его. Земной мир Осирис отдал своему Гору, а сам ушел в загробный мир.

Обряды жрецов

Каждый год жрецы Изиды проводили торжественный праздник воссоединения всех частей тела Осириса. Разжигался жертвенный костер, вокруг него, одурманенные зельями и напитками, под звуки бубнов, барабанов и флейт плясали жрецы. В момент апогея главный жрец восклицал: «Фаллос!», - и многие слуги Изиды острыми ножами оскопляли себя, бросая свою жертву в огонь. Те, кто выживал, пользовались невероятным уважением.

Осирис – бог загробного мира

Оставив этот мир сыну Гору, Осирис удалился в подземное царство. Здесь Осирис – бог, который властвует над душами умерших. В чертоге Правосудия душа усопшего человека произносит клятву, в которой он убеждает всех, что на земле он не творил злых дел: не убивал, не клеветал, не крал чужого имущества. Сначала ее слушает Ра, затем – Осирис, бог этого царства, потом – 42 судьи, каждый из которых проверяет одну из клятв. После этого его душу (сердце в иных источниках) кладут на одну из чаш весов, а на другую – перышко из крыла богини Маат. Если весы уравновешены, то он попадает в райские благодатные поля, иару. Грешник бывал осужден на полную тьму без света и тепла (по «Книге мертвых»), или, по другой версии, его пожирало чудовище – лев, у которого голова крокодила. Осирис – бог, который пассивно и спокойно наблюдал за всей процедурой суда.

Над чем еще властвовал Осирис

В засушливый период жизнь земледельца замирала, и лишь когда Нил разливался и приносил на поля илистые отложения, то жизнь крестьянина начиналась заново. Если мы зададим вопрос: «Осирис – бог чего?» - то ответом будет: бог возрождения природы. Считалось, что он покровительствует земледельцам и дал им плуг. Вопрос «Осирис – бог чего?» имеет также ответ, что это – бог новой жизни, возрожденной после холодной зимы, земледелия, изобилия и плодородия. Весной под его защитой все расцветало на ухоженных пашнях, летом плодоносило, а осенью собирался урожай. Оплодотворяющая сила никогда его не покидала.

Как выглядит бог Осирис

Бог первично изображался зооморфно. У него была голова быка, а ноги обмотаны, как у мумий. Позже его стали рисовать антропоморфно – в виде человека-мумии с зеленой кожей на лице и часто зелеными кистями рук. Они свободны и держат два символа власти – скипетр и цеп (хекет и нехеку) или, иначе, цепь и крюк. На голове – корона («атеф»), которая похожа на высокую узкую шапку. К ней прикреплены два пера. Осириса часто изображали с лотосом, который растет в воде, а также на троне под деревьями, увитыми виноградом.

Культ Осириса

Египетский бог Осирис был одним из самых почитаемых, поскольку он давал жизнь всему земному. Люди обращались к нему часто. Самым большим культовым сооружением был храмы в дельте Нила в Джеду (по-гречески Бусирис) и в Абидосе. В Бусирисе зародился культ божества. В оба места со всего Египта шли паломники, в особенности – в Абидос. В нем был захоронен первый фараон Джеда. Позже его могилу стали отождествлять с гробницей Осириса. Каждый год в нем проводились пышные праздники, когда ладью бога, сделанную из папируса, несли на руках. Так отмечались победы над его врагами.

www.syl.ru

Египетский бог Осирис | Mastertours

15.01.2017

Одной из самых главных фигур в древнеегипетском пантеоне богов был Осирис. В египетской мифологии он ассоциируется с плодородием и земледелием, ежегодно умирая и воскресая, подобно растительному миру. Кроме того, царствуя в загробном мире, он вершил суд над умершими.

Происхождение Осириса

Жрецы одного из древнеегипетских религиозных центров Гелиополя в основе происхождения вселенной и человека представляли девятку самых главных богов – Энеаду. Согласно «Текстам пирамид» — надписям, найденным на стенах внутри пирамид пятой династии, Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, являясь представителем четвертого поколения богов. В день его появления уже было известно о том, что он станет самым могущественным владыкой на земле и на небе, и что он сын бога солнца Ра. Местом рождения Осириса считается пустыня, расположенная к западу от Мемфиса, место, где по мнению древних египтян начиналось загробное царство.

Египтяне изображали Осириса как человека с зеленой кожей, у которого ноги и нижняя часть туловища обмотаны как у мумии, а в руках находятся символы царской власти: цеп и крюк. Отличительной чертой божества была высокая корона с перьями по бокам. Часто бога изображали в окружении вьющихся растений, или же сами стволы растений обвивали тело Осириса.

Кроме Осириса богиня Нут родила бога Хора, злого бога пустыни Сета, богиню любви, материнства и супружеской верности Исиду и богиню-покровительницу мертвых Нефтиду. Исида и Осирис полюбили друг друга еще во чреве матери, и впоследствии стали мужем и женой. Эти две фигуры занимают центральное место в древнеегипетской мифологии.

Жизнь, смерть и возрождение Осириса

Унаследовав трон у своего отца Геба, Осирис правил на земле вместе с Исидой. В те времена в Египте царили мир и покой. Осирис обучил людей земледелию, орошению земель, ремеслам, искусству врачевания, письму и строительству городов. Очень важными стали исполнение людьми законов и почитание богов. После установления порядка в Египте, Осирис решил отправиться в другие страны для обучения иных народов. Править страной осталась Исида, которая продолжала обучать египтян медицине и магии, а женщин — ведению домашнего хозяйства и сохранению семьи.

Осирис

Сет завидовал брату и ненавидел его за любовь людей к своему правителю. К тому же, Сет был тайно влюблен в Исиду. Задумав убить Осириса, Сет приказал смастерить саркофаг по меркам его тела, и по возвращению брата из путешествия созвал пир. В разгар ужина слуги внесли саркофаг, украшенный драгоценными металлами и камнями. Сет предложил гостям по очереди ложиться в сундук, и кому тот придется в пору, тому и будет дорогим подарком. Когда в саркофаг лег Осирис, демоны, помогавшие Сету в заговоре, захлопнули крышку, обвязали саркофаг ремнями, запаяли свинцом и бросили его в реку.

Саркофаг не утонул, его течением отнесло к берегам Библоса, где он застрял в ветвях вереска. Когда дерево разрослось, саркофаг оказался внутри ствола. Царь Библоса, увидев сильное дерево, приказал срубить его и сделать из него колонну для дворца.

Узнав о происшедшем с мужем, Исида отправилась на поиски его тела. Дети, повстречавшиеся ей на пути, подсказали, где видели саркофаг. Устроившись в услужение к правителю Библоса, Исида уговорила правителя отдать ей колонну. Разрубив ствол дерева, Исида извлекла из него тело мужа. Сам ствол Исида окропила маслом и обернула льном. С тех пор столб из дерева Джед является символом Осириса.

Тело мужа Исида втайне доставила в Египет, где спрятала в зарослях камыша на берегу Нила. Однажды, отправившись на охоту, Сет наткнулся на тело Осириса. В гневе он разрубил брата на четырнадцать частей и раскидал их в разные стороны по всему Египту.

Исида вновь отправилась искать мужа. В этом ей помогали Нефтида и шакалоподобный бог Анубис. Когда какая-либо часть тела Осириса находилась, в этом месте Исида совершала погребальный обряд и ставила надгробную стелу. Этим объясняется наличие нескольких захоронений, претендующих на гробницы Осириса. Единственная часть тела, которая не была найдена – это фаллос Осириса, который съели рыбы. Исида слепила фаллос из глины и прирастила его к воссоединенному телу Осириса. Анубис помог запеленать и забальзамировать тело. Так появилась первая мумия в Египте.

Исида очень сожалела, что не родила сына Осирису. Тогда, превратившись в самку коршуна, она распластала крылья по мумии своего мужа, с помощью магии извлекла из него жизненную силу и забеременела. Рожденного сына Исида назвала Гором. Когда Гор вырос, он смог отомстить Сету за смерть своего отца. Свое око, вырванное Сетом в самом начале битвы, Гор дал проглотить отцу, после чего Осирис воскрес. Но на землю Осирис не возвратился, а стал правителем загробного мира. На земле остался править Гор, передавший впоследствии трон фараонам.

Осирис

Земледельческий культ Осириса

Описание в мифах смерти и возрождения Осириса связано с его функциями в качестве бога плодородия и земледелия. Сев ассоциировался с похоронами зерна — Осириса, всходы – с его возрождением, жатва – с умерщвлением.

В конце зимы – начале весны в Египте проводили обряд, во время которого воссоздавались эпизоды мифов об Осирисе. Жрицы, олицетворявшие Исиду и Нефтиду, изображали поиски и оплакивание смерти бога. После этого инсценировался бой Гора и Сета, заканчивавшийся водружением столба «джеда», посвященного Осирису и означавшего его возрождение (и воскрешение природы).

Обряды коронации фараона также были связаны с Осирисом. Молодой царь изображался Гором, а умерший фараон становился самим Осирисом, предполагая, что он также оживет после смерти. Другой, ставший известным историкам, обряд олицетворяет Осириса как бога растительности.

Во время обряда статуя Осириса, расположенная в храме, засыпалась зерном и ко времени наступления праздника появлялись всходы растений, символизировавшие возрождение божества. Найдено множество рисунков, на которых изображен жрец, поливающий мумию Осириса с проросшими из нее колосьями. Функции Осириса, связанные с земледелием, во время обрядов выполнял фараон. Перед началом подъема воды в Ниле фараон бросал в реку свиток с указом воде разлиться, на празднике урожая срезал первый сноп и приносил жертвы в благодарность богам.

Основным древнеегипетским центром культа Осириса был Абидос, где ежегодно проводился фестиваль в честь божества. Считается, что в Абидосе расположена гробница Осириса. В городе Джеду также был распространен культ Осириса. Кроме того, со временем Осириса стали почитать как одного из важнейших богов не только по всему Египту, но и за его пределами.

Осирис – правитель загробного мира

Древние египтяне верили, что подобно Осирису они возродятся после смерти. Попадая в загробный мир Дуат, умерший должен был преодолеть много препятствий и предстать перед вратами Чертога двух истин, в котором вершил суд Осирис. Согласно Книге мертвых, во время суда Осирис восседал на троне в окружении 42 богов (по числу номов или провинций), а боги Анубис и Тот взвешивали на весах сердце умершего, олицетворявшее душу. Противовесом служила Правда — перо богини правосудия Маат.

Осирис

Грешников поедало чудовище Амат с телом льва и головой крокодила. Праведников ждала безоблачная жизнь в полях Иалу. Любой египтянин знал и учил заклинания, которые смогут помочь ему в путешествии по Дуату, и слова оправдательной речи, которую предстоит сказать на суде Осириса.

Родственники умерших должны были обеспечить необходимые материальные блага для существования в загробном мире. Позднее больший перевес над жертвенными благами получили молитвы и заклинания, обращенные к Осирису и другим богам с просьбой о содействии умершему в обеспечении его всем необходимым.

Поскольку суд перед лицом Осириса был неизбежен для любого египтянина, культ этого божества был самым доминирующим, а сам бог воспринимался как наиглавнейший из всех других. Большинство жителей древнего Египта верили в справедливость высшего суда правителя загробного царства и в то, что самым главным на суде являются не богатство и положение, а моральные качества и поступки.

Заключение

Образ бога Осириса впитал в себя все многообразие эволюции религии древнего Египта, соединив в себе культ царя, воскресающего бога и судьи загробного мира. В то же время с его именем связано объяснение наиболее значимых для египтян воспроизводительных явлений растительного мира, а также появления у человека его знаний и умений. Влияние этого божества распространилось и на древнегреческую мифологию, и даже находит отголоски в христианстве.Источник

Египетский бог Осирис

Ваша оценка!

mastertours.ru

Осирис, бог – кратко - Русская историческая библиотека

Осирис – один из самых почитаемых египетских богов. Владыка мёртвых, Осирис в то же время воплощал идею возрождения и вечной жизни – именно этим и объясняется его популярность. Мифы об Осирисе переданы Плутархом в сочинении «Об Исиде». Общий их смысл совпадает с многочисленными отрывками в древнеегипетских иероглифических текстах, хотя отдельные подробности легенды  заметно разнятся.

Согласно Плутарху, Осирис, сын богов земли и неба – Геба и Нут – после своих родителей царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и женой Исидой. Тогдашние люди ещё продолжали жить в дикости и бескультурии. Осирис и Исида научили человечество земледелию и оседлой жизни, врачеванию, градостроению, семейному быту, поклонению богам. Им помогал во всём этом бог мудрости Тот. Затем Осирис устроил победоносную военную экспедицию в Азию.

Осирис

Бог Осирис

 

Царский трон Осириса мечтал получить для себя его завистливый брат, бог Сет. Чтобы осуществить свой коварный замысел, он пошёл на хитрость: принес однажды на пир великолепный сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Когда в сундук лёг Осирис, Сет запер его на замок, залил сверху свинцом и велел бросить в Нил. Эта река вынесла Осириса в Средиземное море, по которому он доплыл до берегов Финикии. Близ города Библа сундук был выброшен на берег, где вокруг него разрослось дерево тамариск, так что Осирис с сундуком оказался внутри ствола. Местный царь срубил это дерево и сделал из него колонну, подпиравшую крышу дворца.

Тем временем на поиски Осириса двинулась его любящая жена Исида. После долгих странствий она прибыла в Библ, стала там воспитательницей царевича и выпросила себе ствол дерева с гробом уже умершего мужа. Исида перенесла его в Египет, однако там тело Осириса попало в руки злого Сета. Сет разрубил его на 14 частей и разбросал их по стране. Исиде удалось собрать почти все части. На месте нахождения каждой из них она воздвигала гробницу – так во многих египетских областях (номах) оказались центры поклонения Осирису. Одним из наиболее знаменитых было святилище в городе Абидосе, где хранилась «голова Осириса», привлекавшая массы богомольцев. По утверждению летописца Манефона, этот храм положил и начало египетской государственности.

 

 

Восхищённые преданностью Исиды боги оживили Осириса и сделали его владыкой подземного царства мертвых. Он исполнял там обязанности загробного судьи, вынося обвинительные или оправдательные приговоры усопшим в зависимости от их поведения в земной жизни. Суд Осириса описан в знаменитой древнеегипетской Книге мёртвых.

Суд бога Осириса

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

 

Миф об Осирисе излагается вполне сложившимся уже в Текстах пирамид (эпоха Древнего царства). Он является одним из древнейших воплощений сюжета об умирающем и воскресающем боге, который повторяется потом в легендах о Таммузе, Адонисе и образе Иисуса Христа. Культ Осириса был тесно связан с идеей земледелия (зарываемое в землю, но потом прорастающее из неё зерно). Кульминация главного праздника Осириса в Египте приходилась как раз на день посева. Мысль о том, что жизнь невозможна иначе, чем через смерть, а смерть неизбежно сменится новой жизнью, оказала сильнейшее влияние на последующую человеческую культуру. Она внушалась и в древнегреческих Элевсинских таинствах. Наглядным образом этого в Египте могло служить не только прорастание зерна, но и смена времён года, а также периодические разливы Нила. Сказание об убийстве Осириса Сетом символизирует борьбу земледелия с мрачной, сухой пустыней. Празднества в честь Осириса широко отмечались по всему Египту в ноябре и конце декабря. Главные проходили в Филе, Дендере и Абидосе.

В Древнем Египте Осирис изображался в виде человека, обёрнутого ниже пояса пеленами мумии, с зелёным лицом (чей цвет символизировал свежую растительность), с кнутом и посохом (скипетром) в руках. Статуэтки Осириса найдены в огромном количестве. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис.

В эпоху эллинизма на основе почитания Осириса был создан синкретический культ Сераписа: египетскому богу в нём был придан полугреческий облик, вобравший в себя черты Зевса и Аида. Поклонение Серапису вышло далеко за пределы Египта.

 

Автор статьи

rushist.com

Осирис - царь загробного мира. Миф об Осирисе и Исиде

Бронзовая статуэтка бога. Британский музейБронзовая статуэтка бога. Британский музейОсирис - главный бог загробного мира, его царь. Один из самых важных богов в египетском пантеоне божеств. Египтяне называли его Усир, а Осирис – это уже грецизированная форма этого имени. Изображается в виде человека, нижняя часть которого - туловище и ноги - забинтованы, как у мумии. В руках держит знаки-скипетры королевского сана – крюк и цеп.

Отличительным головным убором божества является его корона – корона «атеф». Она состоит из высокой конической формы шапки с двумя перьями по ее бокам.

Также иногда головной убор бога включает в себя бараньи рога. Первое найденное изображение Осириса относится к периоду правления фараона V династии Джедкары Исеси (ок. 2413 – 2381 гг. до н.э.). Иногда кожа божества имеет зеленый цвет, что подчеркивает его аспекты в качестве бога изобилия и плодородия.

Среди египтологов нет единства относительно этимологии (т.е. происхождения и значения) имени этого божества. Наиболее распространенной точкой зрения считается связь его имени (Усир) с древнеегипетским словом «восер» (ws'ir), что можно перевести как «могущественный один».

Осирис и «Тексты пирамид»

В египетской иконографии изображение Осириса является одним из самых распространенныхВ египетской иконографии изображение Осириса является одним из самых распространенныхГенеалогия (происхождение) этой божественной персоны описывается в надписях, высеченных на внутренних стенах пирамид V династии - "Текстах пирамид". Согласно этим текстам, египетский бог Осирис был старшим из детей (наряду с Исидой, Сетом, Нефтидой) бога земли Геба и богини неба Нут, являвшихся, в свою очередь, детьми Шу и Тефнут, которых породил бог Атум.

Таким образом, он является одним из девяти важнейших богов - «эннеады» - города Гелиополя, бывшего одним из главных теологических центров древнего Египта. Гелиопольская эннеада была древнейшей системой, объяснявшей происхождение богов (теогония) и происхождение вселенной и человека (космология).

Местом его рождения считалась пустыня, расположенная западнее Мемфиса – именно там, по представлению древних египтян, начинался загробный мир. Позже, когда религиозные образы и культы различных областей Египта трансформировались в более сложную религиозную систему, местом рождения бога иногда считались окрестности Фив. 14 городов в Египте имели священные места или могилы, которые почитались как гробница Осириса.

Миф об Осирисе

Деревянная позолоченная статуэтка владыки загробного царства. Высота статуэтки - 57,15 см. Эпоха Нового царства (1550-1070 до н.э). Художественный музей, Лос-Анджелес, США Деревянная позолоченная статуэтка владыки загробного царства. Высота статуэтки - 57,15 см. Эпоха Нового царства (1550-1070 до н.э). Художественный музей, Лос-Анджелес, США Рассказы об убийстве и восрешении этого божества относятся к числу важнейших мифов Древнего Египта. Наиболее последовательно изложил миф об Осирисе греческий писатель Плутарх. Вот краткое содержание этого мифа. Согласно этому варианту, первоначально он был земным королем, и правил в Египте вместе со своей женой (и одновременно сестрой) Исидой. Был четвертым египетским фараоном после правивших до него прадеда Атума (Ра-Атума), деда Шу и отца Геба.

Он научил людей выращивать зерновые культуры, соблюдать законы и чтить богов. Причем сделано это было властью его песен, а не оружием (что позволило грекам иногда отождествлять Осириса со своим богом Дионисом).

Его хорошее правление, та любовь, которой он пользовался у людей, вызывали ревность и ненависть со стороны его брата – Сета (у Плутарха он имеет имя Тифон). Сет объявил, что представит красивый саркофаг (то есть гроб) тому, кому он подойдет по размерам; сам же сделал саркофаг, используя заранее снятые мерки со своего родного брата.

Осирис лег в саркофаг – и он оказался ему в самый раз по размерам. Пока он радовался, подоспел Сет с другими заговорщиками (их было 72). Вместе они захлопнули крышкой саркофаг, даже запаяли все свинцом, а после этого бросили его в Нил. Саркофаг не утонул, а поплыл по течению. Река вынесла запаянный ящик на берег возле Библоса, где на этом месте сразу же выросло дерево.

Безутешная Исида, не потерявшая от горя способность действовать решительно и быстро, находит саркофаг с умершим мужем. Она возвращает его тело в Египет, в Дельту, где намеревалась совершить обряд похорон. Однако коварный Сет, воспользовавшись тем, что Исида на время оставила тело мужа, разрубил покойного на множество частей, которые разбросал по всему Египту.

И вновь Исида принялась за поиски своего мужа. В каждом месте Египта, где она находила часть тела совершались похоронные обряды. Собрав все части мужа, Исида воссоединила их воедино, а после этого тело было мумифицировано.

В отрывках древнеегипетских мифов об Осирисе и Исиде, известных нам сегодня, содержатся некоторые детали, которые отсутствуют у Плутарха. Возможно, что Плутарх, исповедовавший другую религию, просто не включил их в свою версию. У Плутарха центральный персонаж еще до своей смерти имел сына Гора от брака с Исидой.

В египетских мифах говорится о том, что Гор был зачат Исидой от своего супруга уже после смерти последнего. Описывается это так, с помощью магии Исида, махая крыльями, создав воздух жизни, на время оживила мумию мужа и зачала от него Гора.

Культ Осириса в Древнем Египте

Фрагмент настенной росписи из могилы фараона Сети IФрагмент настенной росписи из могилы фараона Сети IОсирису поклонялись с очень раннего периода древнеегипетской истории. Предполагается, что он был первоначально богом изобилия, обязанностью которого было гарантировать хороший урожай; в этом качестве был связан с Нильским наводнением. Он быстро стал богом воскрешения.

В Древнем царстве покойный фараон идентифицировался с Осирисом, а его преемник - живущий король - с Гором, сыном божества. Позже полагали, как видно, например, из «Текстов саркофагов» и «Книги мертвых», что каждый умерший принимал на себя черты Осириса, то есть считалось, что также оживет после смерти.

Главным центром культа Осириса в Древнем Египте был Абидос, столица восьмого нома в Верхнем Египте, место погребения фараонов (см. Карта Древнего Египта). Владыка подземного царства, его жена Исида и их сын Гор составляли важнейшую троицу богов Абидоса. Очень важным местом паломничества там была могила одного из древних королей первой династии - фараона Джера, которая позже стала почитаться как гробница Осириса.

В Абидосе ежегодно проводился фестиваль, посвященный божеству. Во время празднования ладью бога проносили в огромной процессии, отмечая его победы над врагами. Абидос также считался местом, где была похоронена голова бога после того, как его тело было разрублено на части Сетом. На эмблеме города (нома) изображалась голова с короной "атеф" - короной царя загробного мира.

Другим важнейшим центром почитания божества был город Джеду (Бусирис), который, собственно, был местом, где возник его культ. Несмотря на наличие этих явных центров, культ Осириса в Древнем Египте получил распространение по всей стране, а позже распространился и за ее пределами – в Ливии, Нубии, Междуречье, Греции и т.д.

Смерть Осириса. Из земного царя – в цари подземного мира

Традиционное изображение Осириса. Национальный археологический музей в Афинах, ГрецияТрадиционное изображение Осириса. Национальный археологический музей в Афинах, Греция«Тексты пирамид» говорят о том, что Осирис был правителем Египта в преддинастический период. Однако сведения об этом правлении, закончившимся его убийством от рук своего же брата Сета, крайне скудны. Кажется, что земная жизнь бога загробного мира включена в цикл мифов об Осирисе только для того, чтобы сделать его отеческое отношение к египетскому королю более понятным. Поскольку после его смерти владыкой Египта, победив Сета, становится Гор – сын бога, обеспечив, таким образом, с одной стороны, «божественность» самих фараонов, с другой - их тесную связь именно с Осирисом, как предтечей всех фараонов.

Из «Текстов саркофагов» эпохи Среднего царства следует, что Сет напал на своего брата на земле Gahesty и убил его на берегу Nedyet. Есть также намек на смерть Осириса от утопления около Мемфиса. Эта связь бога загробного мира с водой была подробнее развита в более поздний период, когда события, остносящиеся к его смерти и воскрешению связаны уже c Нилом.

Коварный Сет не только заманил своего легковерного брата в сундук (саркофаг), который потом был брошен в реку, но и изрубил тело умершего на части. По одной версии этих частей было 14, по другой – 16, а еще по одной – 42. Первая цифра связана, несомненно, с числом городов и храмов, которые претендовали на то, что гробница Осириса (его могила) находится именно у них. Последняя цифра связана с количеством номов – областей Древнего Египта.

В Верхнем Египте было 22 нома, в Нижнем Египте – 20, итого – 42. Естественным для египтян было полагать, что в каждой административной единице страны находится (находилось) по части тела национального бога. Это отвечало государственной идеологии, национальному самосознанию и идентификации, единству страны.

Мифы в изложении Плутарха донесли некоторые подробности того, где и какие части тела находились (были захоронены):Себеннутос - бедро и голень;Гераклеополис - бедро, голова, две ноги;Атрибис - сердце;Абидос - голова;Эдфу - нога;остров Бига - левая нога.

Таким образом, почитание мощей, священных останков, частей тела божественных персоналий тоже пришло к нам из Древнего Египта. То, что одни и те же части находились в разных местах, не является преградой для религиозного мировоззрения. Точно также как и наличие нескольких гробниц Осириса. Достаточно вспомнить, что в значительно более позднем христианстве одних и тех же священных реликвий, например, голов Иоанна Крестителя насчитывается несколько.

Преданность сестры и жены божества, богини Изиды, которая стала чрезвычайно развитым мотивом в более поздних вариантах легенд об Осирисе, уже присутствует в самых ранних версиях мифа. После долгих поисков она находит части разрубленного мужа и собирает его плоть воедино.

После этого в Абидосе был выполнен ритуал бальзамирования бога (важную роль в этом сыграли боги Анубис и Тот). Вот почему он изображается, как мумия, с ногами и телом (исключая руки и голову), плотно обернутыми льняными полотнами.

Несмотря на свое чудесное воскрешение, Осирис уже не претендует больше на египетский трон. Он становится царем загробного мира, оставляя бороться за египетский трон с Сетом своего сына Гора.

Исида и Осирис

Исида (справа) и ее сестра Нефтида с царем загробного мира. Изображение на саркофаге Taywheret. Музей в КаиреИсида (справа) и ее сестра Нефтида с царем загробного мира. Изображение на саркофаге Taywheret. Музей в КаиреКак появился на свет бог Гор? Исида и Осирис были супружеской парой, но при земной жизни Осириса – до его убийства – у них не было детей.

Вот что говорят древнеегипетские мифы об этом. Когда Исида нашла и собрала воедино разрезанное на куски тело супруга, она приступила к магическим обрядам над убитым мужем.

Согласно мифам ей удалось вдохнуть в покойного жизнь настолько, что он смог вступить с Исидой в половую связь и оплодотворить ее. Благодаря этому Исида забеременела и впоследствии родила сына Гора.

Пикантность этой истории и в том, что по одной из версий мифа Сет, раскидав разрезанное на 14 частей тело доверчивого брата по всему Египту, фаллос бога бросил в Нил, где он был съеден рыбами.

Исида с помощью своей магии создала искусственный фаллос для своего мужа. У древних египтян существовал отдельный культ и фестиваль, посвященный этому событию. Следует отметить, что по другой мифологической традиции фаллос бога не был поврежден и находился в Мемфисе, где и был найден Исидой

Суд Осириса

Фараон Cети I у трона бога. XIX династия. Настенный раскрашенный рельеф. Храм Сети I в АбидосеФараон Cети I у трона бога. XIX династия. Настенный раскрашенный рельеф. Храм Сети I в АбидосеКо времени Нового царства сформировалась и оформилась религиозная концепция, согласно которой Осирис во главе 42 богов осуществляет суд над душой умершего. Царь загробного мира показан сидящем на престоле в Зале Двух Истин, куда приводят каждого умершего.

Умерший произносит клятву о том, что во время земной жизни он был богобоязненным и послушным земным властям человеком. Все формулы этой клятвы начинаются с предлога «не»: не нарушал, не обманывал и т.д. Поэтому она получила название «клятвы отрицания».

Далее следует процедура взвешивания на весах истины. На одной чаше находится сердце умершего, на другой – перо богини Маат. Если прегрешения человека были велики, то чаша с сердцем перевешивает другую чашу. Если же человек был благочестивым, то чаши весов уравниваются.

От того, какой вердикт вынесет суд Осириса, зависит дальнейшая судьба умершего – или он попадет на благодатные поля Иару, где будет пребывать в довольстве и радости, или его сердце будет съедено безжалостным чудищем Аммут, что сделает его смерь окончательной, а воскрешение невозможным. Сцена суда Осириса является и центральным сюжетом, и финалом египетской «Книги мертвых». Поскольку все египтяне должны будут предстать перед судом Осириса, его культ становится в эпоху Нового царства доминирующим, а сам владыка подземного царства воспринимается и почитается как самый великий из богов.

Эти представления об нем как справедливом судье и спасителе мертвых являются характерными для всех последних стадий истории Древнего Египта. В этой концепции были обнадеживающие и утешающие идеи для самых широких слоев населения. Посмертная участь человека зависит не от его богатства и положения на земле. Она зависит только от моральных качеств и поступков самого человека, а также от доброй воли царя загробного мира.

Эпитеты Осириса

Фараон XXVI династии Псамметик I (656 -609 гг. до н.э.) в облике главного бога подземного мира. Фаянс. Высота статуэтки - 19.2 см. Музей Kunsthistorisches, ВенаФараон XXVI династии Псамметик I (656 -609 гг. до н.э.) в облике главного бога подземного мира. Фаянс. Высота статуэтки - 19.2 см. Музей Kunsthistorisches, ВенаОсирис – один из самых сложных божественных образов древних египтян. Из местного божества города Джеду в западной части Дельты, где он во многом перенял на себя черты тоже местного бога Анджети, Осирис становится одним из самых универсальных богов Древнего Египта. Со временем этот образ стал включать черты и характеристики множества других богов, а сами они превратились в ипостаси этого божества.

«Он, кто защищает погребения». На западе Нила, где было расположено большинство кладбищ, солнце опускалась в Дуат (загробный подземный мир). Он перенял на себя черты Хентиаменти – бога Абидосского некрополя.

«Он, кто живет в Джеду (Бусирис)». Этот эпитет связан с культовым центром божества - городом Бусирис в Дельте (Нижний Египет). Полагают, что именно от местного бога этих мест, Анджети, изображающегося с цепом и крюком в руках, эти атрибуты перешли к Осирису.

«Он, кто живет в Гелиополе». Этим эпитетом он связан с важнейшим древним центром поклонения солнцу – умирающего и воскресающего божества.

«Он, кто живет в Oрионе». Этот эпитет соединяет божество с важным созвездием звезд и показывает звездный элемент в нем, контрастый с преобладающим подземным аспектом.

«Он, кто живет в доме Серкет». Серкет (Селкет) – богиня-покровительница мертвых. Этот эпитет показывает тесную связь владыки подземного мира с богиней-скорпионом, которая играет важную роль в древнеегипетском культе мертвой как охранительница останков человека.

«Он, кто находится в комнате бальзамирования». В специальном помещении бальзамировщики превращали тело умершего в мумию. Считалось, что этот процесс происходит при непосредственном участии и защите царя загробного царства. В данном случае он перенимает на себя черты Анубиса.

«Он, кто находится в окуривании». Бальзамирование и мумифицирование сопровождалось окуриванием ладаном. Создавая специфическую ароматическую атмосферу, древние египтяне, противодействовали страху, который вызывала смерть своим разложением и гниением тела.

«Он, кто был помещен в саркофаг». Этот эпитет только отчасти связан с легендой, известной нам по варианту, приведенному греческим писателем Плутархом, о том, что Сет хитростью заманил брата в короб (саркофаг). Главным содержанием эпитета является покровительство Осириса умершим, тела которых помещались в саркофаги.

Таким образом, основные эпитеты божества связаны с погребальными процедурами. Первоначально они распространялись только на похороны короля (фараона), но постепенно их применение получило самый широкий характер, включая все население Египта. Осирис стал главным погребальным богом и царем загробного мира.

Осирис и фараон

Обожествленный фараон XIX династии Сети I (ок. 1291-1278 гг. до н.э.) в образе царя подземного мира. Рельеф из храма Ceти I в АбидосеОбожествленный фараон XIX династии Сети I (ок. 1291-1278 гг. до н.э.) в образе царя подземного мира. Рельеф из храма Ceти I в АбидосеВ эпоху Древнего царства Осирис был связан почти исключительно только с фараоном. Когда правитель Египта умирал, он становится никем иным как Осирисом, царем Дуата – загробного царства.

В текстах, высеченных в пирамидах V и VI династий, умерший король иногда упоминается под именем бога, например, Осирис Унас или Осирис Пепи. То есть фараон не умирал, а превращался в бога.

Однако следует отметить, что даже в этих ранних источниках, проскальзывают и моменты, указывающие на то, что монархи хотели быть вместе с богом солнца в небе, а не жить в неизвестных и темных областях Дуата. В частности, в одном из текстов говорится о том, что Ра не будет передавать короля царю загробного царства, а в другом – содержится заклинание, чтобы бог загробного мира оставил королевскую могилу свободной от «его зла».

На эпоху Среднего царства приходятся такие описания владыки подземного мира в «Текстах саркофагов», которые делают его более похожим на злобного демона, нежели на доброго защитника и покровителя.

Однако эти, более темные аспекты Осириса, никогда не были преобладающими в описании этого божества, и не отменили его роль в качестве персонификации умершего лица королевского сана.

Осирис и Ра

Для египетского мировоззрения характерным является дуализм, который проявляется как во взглядах на природу, так и в религиозно-мифологических конструкциях.

Корни этого дуализма находятся в самой окружающей действительности: верх-низ, сыро-сухо, светло-темно, жарко-холодно и т.д. И боги воспринимались египтянами дуалистично.

У каждого бога есть своеобразная вторая дуальная половинка. У царя загробного мира – это бог солнца Ра.

С одной стороны, Осирис – это свет подземного мира, подземная копия солнечного бога Ра. С другой - Ра принимает участие в похоронных церемониях Осириса, каждую ночь ладья Ра плывет по подземному Нилу во владениях бога подземного (загробного) мира. Согласно некоторым текстам "Книги мертвых" периода Нового царства, после смерти Осириса в самый темный час ночи душа бога солнца Ра достигла пещеры, где лежало тело умершего, и объединилась с душой Осириса. Это позволило Осирису и всем мертвым просыпаться и жить снова. В понимании египтян Осирис и Ра выступали как своеобразная Двойная душа.

Однако именно в рамках концепции дуализма между богами есть постоянная конкуренция. Характерным является мифологический сюжет, в котором Осирис подчеркивает свою собственную важность в качестве сельскохозяйственного божества в производстве пшеницы и ячменя – важнейших сельскохозяйственных культур Древнего Египта. Ра в этом сюжете заявляет, что зерновые культуры существуют независимо от владыки подземного мира.

Когда Гор вступил в борьбу за египетский трон против убийцы своего отца – Сета, Ра поддерживал вначале Сета, а не Гора. И только после вмешательства Исиды, которая фактически вынудила Ра изменить свою позицию, он поддержал Гора. Но при этом Сет не утратил его благорасположенности – Ра взял его к себе в ладью, а Сет верой и правдой стал защищать солнечного бога от злейшего врага – гигантского змея Апопа.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Бог Осирис

Это бог Возрождения, является одним из самых главных богов в иерархии древней Египетской мифологии

Бог Осирис

В древности Египет был огромной по древним меркам страной, с бескрайними пустынями и ухоженными пашнями, которые соседствовали друг с другом, как соседствует богатство и нищета.

Простые люди проводят все дни в неустанной работе. На смену весне приходило знойное лето, за дождливой осенью приходила холодная зима, растения вырастали, погибали и на их месте снова начиналась новая жизнь, но уже других растений. По пустыне ходят множество ужасных животных, людей настигают болезни и всевозможные трудности. Пытаясь как-то объяснить необъяснимые законы природы, стараясь найти себе помощника, защитника люди начали придумывать мифы. Постепенно мифы становились религией. Боги в мифологии происходили из простых смертных людей, у многих были семьи. Они могли быть как плохими, так и хорошими. В их среде присутствовал обман, вражда, убийства, зависть, но было место и любви, преданности, заботе, то есть в их жизни находилось место всему тому, что было в жизни простых людей. Одним из самых уважаемых и почитаемых богов считался хозяин потустороннего мира - бог Осирис.

Это бог Возрождения, является одним из самых главных богов в иерархии древней Египетской мифологии. Его имя переводится как «один могущественный». Это владыка загробного мира, его рисовали в виде человека с бычьей головой, ноги как, правило, обмотаны как у мумий. В руках держит цепь и крюк. На голове присутствует корона, ее называли «атеф». По форме она напоминала высокую узкую шапку, к которой с боков прикреплены два пера. Иногда вместо шапки также могли изобразить бычьи рога.

 

Согласно древнеегипетским текстам, Осирис был самым первым сыном божественной семейной пары - Геба и Нут, также он являлся мужем и братом Изиды, Сета и Нефтиды, родителем Анубиса и Гора Осирис правил четвертым по счету из богов. Власть ему досталась по наследству от своего прадедушки Атума Ра дедушки Шу и своего отца Геба. Во время своего правления он обучал людей, как выращивать виноград, фруктовые деревья, обучил земледелию. На голове Осириса находится корона, изготовленная из папируса. Очень часто можно увидеть его плывущим в ладье, она тоже сделана из папируса. Символ бога пучки тростника, как бы вставленные друг в друга. Так как он помогал людям освоить азы земледелия, его изображали с каким-нибудь растением, будь то виноград около трона, или же дерево около гробницы, или же благородный цветок лотоса.

Миф об Осирисе

Осирис, как повествует Плутарх, был обычным живым человеком и правил Египтом. Правил он очень мудро. Во время его правления не было войн, смуты, люди были спокойны за свое будущее, земли давали хорошие урожаи, развивались ремесла, а значит, процветали города. Правил вместе со своей сестрой и одновременно женой Исидой. Это был четвертый по счету правитель: первый - прадед Атума ( или Ра-Атума), далее дед Шу, следом отец Геб. Он многому научил людей. Учил Осирис с помощью слов, песен, сказаний, а не с помощью воин и убийств, грабежей. Люди стали сеять зерно, выращивать плодовые деревья. Жизнь становилась все лучше и легче. Все очень любили Осириса и его жену Исиду, боготворили их, почитали, уважали. И как всегда появился лютый завистник - брат Сет, это его брат. Сет был настоящим уродцем, злым, безжалостным. Если день рождения Осириса был праздником, то про день рождения Сета никогда не вспоминали. Сет изготовил очень красивый гроб, сняв заранее размеры с брата Осириса и явившись на пир, объявил, что подарит саркофаг тому, кому он будет впору. Саркофаг был изумительно красив. Как только Осирис лег в него, Сет тут же закрыл гроб, в этом Сету помогали еще и его приспешники. Далее они саркофаг запаяли и залили свинцом и выбросили далеко в реку. А Исиду Сет посадил в темницу, но ей помогли сбежать ее родные люди.

 

Правил вместе со своей сестрой и одновременно женой Исидой

 

Гроб поплыл по течению, его прибило к берегу недалеко от египетского города Библоса. В этом месте сразу выросло чудесное дерево. Когда же во дворце обнаружили, что Осирис исчез, все бросились по поиски. Только верной жене Исиде удалось обнаружить саркофаг с горячо любимым мужем. Она перевозит гроб в Египет и начинает готовиться к церемонии захоронения. Воспользовавшись моментом, видя, что тело Осириса никто не охраняет, Сет разрубил его на 42 куска, или по другим летописям на 15 частей и раскидал по всему Египту. И снова безутешная Смерть ОсирисаИсида отправляется на поиски, желая собрать воедино тело горячо любимого мужа Осириса. Каждый раз, находя очередной фрагмент тела, она на месте проводит обряд захоронения. Но это не одна версия этой трагедии. По другой версии Атум Ра пожалел Исиду и на помощь послал божественного шакала Анубиса. Тот и собрал все тело Осириса. Далее версии сходятся в том, что Осириса забальзамировали. Исида обернулась птицей и, вдохнув жизнь на непродолжительное время, смогла чудесным образом зачать от Осириса сына Гора. В некоторых летописях можно прочесть пикантную подробность. Детородный орган Осириса был отрезан Сетом и выброшен в реку, где его съели рыбы. Исида сделала его искусственное подобие. В Древнем Египте даже проходило празднование этого события. По другой версии детородный орган находился в Мемфисе, там-то его и нашла жена Осириса. Далее уже после своего воскрешения Осирис не хочет быть земным царем и удаляется в загробный мир, где начинает властвовать над душами умерших, оставляя земное царствование своему сыну Гору.

Справедливый суд бога Осириса

Осирис в подземном царстве стоит во главе 42 богов. Церемония встречи умершей души человека происходит в Зале Двух истин. Осирис восседает на троне, стоящим в центре этого зала. В руках он держит крюк и связку тростника. Умерший рассказывает о том, как он жил, почитал ли богов, уважал ли рядом живущих, не обижал ли ближних. Рассказ о прошедшей жизни начинался с предлога: «не» - «не убивал», «не обманывал», « не воровал» и т.д. Впоследствии это повествование о прошедшей жизни назвали « рассказом отрицания». Все выслушивалось богами, и далее проходил основной церемониал. Сердце покойного клали на одну чашу весов, а перо богини Маат на другую чашу. Если перевешивала чаша с сердцем человека, значит покойный жил неправильно, много грешил. В этом случае его поедало страшное чудовище Аммут и он уже никогда не воскресал. Если же весы находились в равновесии, то значит, человек прожил жизнь достойно и его ожидало вознаграждение - справедливый бог Осирис отправлял душу умершего на благодатные поля Иару.

Осирис и живой царь

Жители Древнего Египта очень почитали и уважали бога Осириса. И фараоны не были исключением, каждый желал задобрить Осириса, чтобы впоследствии его душа попала на поля Иару. Так как все фараоны имели божественные корни, как верили в те далекие времена, следовательно, они не умирали, а становились богами. Очень часто можно встретить в древних источниках фараона с именем бога - Осирис Пепи. В более позднем Египте уже появляются другие желания. Ведь, согласитесь, не хочется все время находиться в мрачных подземельях загробного мира, без солнца, во мраке и сырости. Жрецы, по повелению владык, стали искать и находили « возможности» отправить душу фараона к другому богу - богу солнца Ра. С этого момента Осирис из «хорошего» справедливого владыки загробного царства постепенно превращается в злобного, свирепого «плохого» хозяина мрачного подземелья. И уже в гробницы кладутся молитвы, заклинания, защищающие от бога загробного мира. Но это происходит не так уж и часто, все же образ бога Осириса является светлым.

Противостояние Ра и Осириса

Верованиям Древнего Египта присуще было противостояние богов. У каждого бога есть своя противоположность. У светлого бога солнца Ра противоположностью являлся бог Осирис. Если Ра - это солнце, жизнь, все самое хорошее в настоящей жизни, то Осирис это тоже солнце, возрождение, но только в загробном мире. Но в некоторых источниках описывается борьба одного бога с другим. Даже когда сын Осириса воевал с Сетом, бог солнца изначально был на стороне Сета. В тоже время Осирис пытался присвоить себе заслуги от того, что научил людей выращивать зерновые культуры, и тут не обошлось без недовольства со стороны Ра. Но боги не всегда враждовали между собой. В «Книге мертвых» рассказывается, что бог солнца Ра посетил душу умершего Осириса, тем самым дав ему возможность возродиться в загробном мире.

Культ бога Осириса в Древнем Египте

Жители Древнего Египта верили, что благодаря помощи Осириса каждый год наступает весна, с ее приходом все оживает, начинает расти, давать урожай, а значит можно не бояться голода. По древней религии можно судить о представлении людей о правилах, нормах жизни. Древние люди верили, что, только живя честно, праведно можно заслужить лучшее в загробной жизни и получить возможность возродиться к новой жизни. Также можно наблюдать вечную борьбу добра и зла, видеть, как побеждает добро. По текстам летописей видно стремление людей к справедливости, доброте. Они верили, что зло не останется безнаказанным, за совершенным злом всегда последует справедливое возмездие. Со временем египтяне начинают награждать бога Осириса качествами присущими другим богам. Бог Осирис охраняет места захоронения, охраняет останки человека, присутствует при бальзамировании тела человека и соответственно помогает его близким, утешает их. То есть бог, Осирис становится полновластным главой подземного и загробного мира, а также всех обрядов сопровождающих похороны человека.

 

Существовало несколько центров особого поклонения Осирису. Одним из центром культа бога Осириса был город Абидос. Древние египтяне верили, что голова бога находилась именно в этом городе. На гербе города изображалась корона, это была корона бога Осириса. В этом городе находилась гробница фараона Джера, именно ей и стали поклоняться как гробнице Осириса. Здесь проводился ежегодно очень пышный праздник, посвященный любимому богу. По центральным улицам торжественно проплывала огромная ладья, на улицах разыгрывались сценки из жизни Осириса. Следующим местом особого почитания бога Осириса является город Джеру. Здесь также устраивался ежегодный праздник в честь любимого бога. Эти два наиболее явные места почитания бога Осириса, но культ бога расходится далеко за пределы Египта, ему например, поклонялись древние жители Междуречья, Греции и других древних государств.

Статью написала: Белова Татьяна Владимировна

Добавить комментарий

istorii-x.ru

Осирис PR в мифологии Древнего Египта

PR в мифологии Древнего Египта

Наумова Анастасия

Осирис

 

 

Краткое содержание мифа

 

Бог ОсирисРоспись из гробницыСеннеджемафрагмент, XIII в. до н.э.

Осирис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) -величайший из богов в древнеегипетской мифологии, бог производительных сил природы, бог возрождения, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Царствуя над Египтом, Осирис научил египтян земледелию, садоводству, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.

По преданию, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем богини плодородия Исиды, братом «владычицы дома» - богини Нефтиды, братом бога ярости, войны и смерти Сета, отцом бога неба и царственности Хора и бога-покровителя умерших Анубиса.

Осирис был четвертым из богов, царствовавших на земле в начальные времена. Он унаследовал от отца престол двух Египтов. Это было во времена божественных династий. Создатель мира Ра и его потомки Шу и Геб уже правили на земле. Постарев и устав от человеческой неблагодарности, они удалились на небо, не познав смерти. Легенда гласит, что со времен  своего сотворения, мятежное человечество ожидало бога, способного привести его в повиновение. Этим руководителем и был Осирис. Когда он родился, "голос провозгласил миру, что Владыка всего сущего появился на свет". Осирис преуспел там, где предки его потерпели поражение, и этим он обязан, быть может, волшебным чарам Исиды, его сестры-супруги. Божественная чета преодолела все препятствия очарованием красоты, мудрости и доброты.

Бог ОсирисРоспись, VIII в. до н. э.

Однако злой бог пустыни, младший брат Осириса – Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ларец по росту Осириса и пригласил к себе на пир. Ларец, украшенный драгоценностями, должен был достаться тому, кому придется впору. Когда Осирис по примеру других гостей лег в него, Сет и его друзья заколотили  ларец и бросили его в Нил.

Узнав об этом, Исида отправилась на поиски тела мужа. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Но охотившийся здесь Сет случайно обнаружил тело брата. Тогда он разорвал его на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида с помощью богов собрала все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида родила от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Уаджет Гора (охраняющий глаз) воскресил Осириса из мертвых, однако он не пожелал возвратиться на землю и остался царем мертвых, став владыкой подземного мира. Осирис завещал Гору править царством живых, благословив его на борьбу с Сетом.

 

Образы и символы мифа

 

Символическая гробница Осириса в Гизе

Осирис — один из наиболее знаменитых и значимых богов древнего Египта, воплощавший собой плодородие и возрождение, побеждающее смерть.

Осирис связан с природой, и связь эта сохранялась на протяжении всей истории Египта. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, но чаще — черным, как плодородная египетская земля или зеленым, как символ возрождения сил природы.

Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нем сохраняется, даже в мертвом.

Как бог мертвых и царь загробного мира, Осирис воспринимался судьей загробного мира. Считалось, что перед ним предстает покойный, чье сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини правды Маат, а на другой – сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.

Сначала Осирис отождествлялся только с умершим и возродившимся  царем. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется Осирису, его называют именем Осириса. Но начиная с эпохи Среднего царства, каждый умерший египтянин отождествляется с Осирисом. Это объясняется тем, что умерший, подобно Осирису, оживает после смерти. Во всех заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя Осириса.

При значимости Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшей частью его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение вечной жизни.

Статуя бога ОсирисНовое Царство

Мифы об Осирисе обладают богатой символикой. Обычно Осириса изображали в человеческом облике, облаченного в саван, со скрещенными на груди руками, в которых он держит главные символы высшей власти – царские скипетры хекет и нехеху (скипетр и плеть) – важнейшие атрибуты верховного божества. Важный атрибут Осириса — корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя высокими перьями, как правило, небесного цвета, что является символом божества и величия. Осириса часто изображают с двумя коронами – Верхнего Египта с солнечным диском и с перьями. На изображениях гробницы Осириса  часто присутствует зелень: это может быть дерево, растущее рядом с гробницей, где пребывает душа Осириса в виде феникса; либо дерево, проросшее через гробницу и обвившее ее своими ветвями и корнями; либо из самой гробницы растут четыре дерева.

Важным символом Осириса является священная ладья Нешмет. Во время мистерий во славу Осириса, символическое его воплощение выезжает из храма в начале празднества, чтобы вернуться обратно, пробужденным от смерти. По преданию, Нешмет вместе с возрождающимся божеством приносила вечную жизнь царю и его предкам. Египтяне сами хотели после своей смерти принять участие в поездке Нешмет, чтобы воскреснуть также, как Осирис. Образ солнечного корабля связывался с мыслями о переселении мертвых, что дарило людям надежду на загробную жизнь.

В мифах об Осирисе фигурирует сюжет о соколином оке Гора, которое Сет вырвал у него в бою. Исцеленный богами глаз Гор использовал для воскрешения отца – бога Осириса. После того, как Осирис проглотил око Гора, его расчлененное тело срослось, подобно восстановившемуся глазу. С тех пор око Гора стало амулетом, который носили и фараоны, и простые египтяне.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов мифа

 

Осирис и Исида с Гором. Эрмитаж

С первых же времён объединённого Египта возникает бог, культ которого распространяется на все города. Этим богом стал Осирис.

Ежегодно в Египте справлялись празднования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы. Пожалуй, самыми главными были празднованиями в честь Осириса. Это объясняется связью Осириса и всего природного мира.

В Абидосе ежегодно проходило великое празднество Осириса, центральная часть которого называлась мистерии. Оно состояло из множества церемоний и процессий, которые символически представляли эпизоды из жизни бога.

Главной частью празднеств, связанных с Осирисом, как правило, была церемония изготовления его «подобий», или «образов». Такие подобия обычно изготовлялись из земли, смешанной с илом, которой придавалась форма тела Осириса. Внутрь помещали священные зерна злаков, которые, прорастая, символизировали победу Осириса над смертью и возрождение жизни. В конце года проросший образ бога, считавшийся величайшей святыней, помещался в саркофаг и особую гробницу в специальном храмовом некрополе, или же в гробницу умершего царя. В мистериях срезание колосьев, означала убийство Осириса; сев зерна - погребение, всходы - его воскресение.

Доказательством почитания Осириса египтянами служат многочисленные центры культа Осириса. По легенде, там, где Исида находила части тела мужа, разорванного Сетом, она возводила святилища в память об умершем супруге. Так появилось 14 святилищ, ставших священными центрами всего Египта. Бусирис считался местом нахождения позвоночника Осириса, или столба Джед, знаменитого символа, одним из основных значений которого была стабильность и незыблемость, а остров Абатон («запретный»), расположенный рядом с островом Исиды Филе — хранилищем сердца бога.

Основной культовый центр Осириса располагался на юге страны. В Абидосе, древнем городе Абджиу была похоронена голова бога.

Главными культовыми центрами считались Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ.

Осирис неоднократно упоминается античными авторами: Геродотом, Тибуллом, Диодором, Плутархом.

Согласно Геродоту, Осирис - бог, которого египтяне считают Дионисом. Диодор отмечает его связь с Приапом (божество плодородия малоазийского происхождения).

Кроме того, как бог подземного царства, Осирис оказал влияние на традиции погребения усопших. По примеру Осириса для обретения вечной жизни тело умершего бальзамировалось, тем самым уподобляясь телу Осириса, из которого Исида и Анубис сделали первую мумию. Таким образом, обряд мумификации – это своеобразная дань уважения великому богу Осирису.

Многочисленные статуи Осириса, настенная живопись, фрески, мистерии, обряд мумификации – все это способствовало укреплению и процветанию культа Осириса.

 

Социальное значение мифа

 

Храм бога Осириса. Абидос, Египет

Осирис позиционируется как благодетельный бог. Его назвали "Существо Благое" (Унефер), т.е. тот, который посвятил себя спасению всех людей. Он отучил человека от людоедства, научил земледелию, медицине и прочим искусствам. Обеспечив людей средствами обороны, Осирис приобщил их к духовной и общественной жизни. Он наделил их столицей - Стовратными Фивами. Осирис подчинил людей законам, научил их познанию и нравственности, поклонению богам. Благодаря ему, люди научились читать на звёздном небе, познавая жизнь, выходящую за пределы земной. Согласно мифам, Осирис редко прибегал к силе оружия: люди сами шли за ним, очарованные словами, чарами танца и музыки.

По преданию, перед Осирисом, как судьей в Загробном мире, предстает каждый умерший, и тогда решается его дальнейшая судьба: ад или рай. Эта часть мифа несла колоссальное социальное значение, поскольку придавала людям мотивацию для несения ответственности за свои поступки в земной жизни, ибо даже после смерти придется отвечать за свои поступки перед грозным и справедливым судьей.

ОсирисРельеф из Храма в Абидосе

Божественная чета Осириса и Исиды является символом любви, верности, самопожертвования, преодоления препятствий и вечной жизни.

Культ Осириса распространился в завоеванных Египтом странах. В эллинскую эпоху культ Осириса получил широкое распространение в Западной Азии и в Европе, включая Северное Причерноморье.

Соединив в себе в различные времена культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений египетского общества.

Осирис олицетворяет собой величие, благодетельность, справедливость, смену жизненных и природных циклов, возрождение и вечную жизнь. 

mifologia.osipova-pr.com