Мероэ в Африке — самая загадочная цивилизация античного мира
Сведений о цивилизации Мероэ в Африке не встретишь в школьных учебниках по истории, о ней редко упоминают даже в специализированной литературе. А между тем культура Мероэ не менее интересна, чем Древний Египет, а в чем-то даже и более загадочна. И сегодня, благодаря раскопкам археологов, мир все больше узнает об истории этого удивительного города.
Мероэ — это столица древнего государства Куш (Кусх), которая расположена на территории современного Судана. А в древности этот регион носил название Нубия. Мероэ, как и города Древнего Египта, находится в плодородной долине Нила, между Асуаном и Хартумом.
Для древних египтян Нубия была своего рода «воротами в Африку». Когда египетское государство переживало периоды расцвета, фараоны захватывали Нубию, а когда Египет ослабевал, нубийцы обретали независимость. Мероэ стал столицей государства Куш в VI веке до нашей эры и просуществовал до IV века нашей эры. Меройцы выращивали сорго и плодовые деревья, разводили быков и слонов. Они также разрабатывали золотые прииски, делали замечательные ювелирные изделия и статуэтки из слоновой кости, которые отправляли караванами в Египет, к Красному морю и в Центральную Африку.
Мероэ считается первой цивилизацией Африки, в которой возникла письменность. Удивительно, но, несмотря на все старания египтологов, письменность этого загадочного народа до сих пор не расшифрована. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать их алфавит еще в 1909 году благодаря надписям на стеллах, сделанным на двух языках — меройском и языке древних египтян. Затем другие исследователи дополнили алфавит. Жан Леклан, специалист из Франции, считал, что алфавит этого народа состоит из 23 букв. Но на практике все оказалось гораздо сложнее — расшифрованные с помощью этого алфавита слова не имеют никакого смысла.
Соседняя цивилизация Древнего Египта оказала большое влияние на культуру Мероэ, хотя и не всегда находилась с ней в дружеских отношениях. Архитектурные сооружения Мероэ чем-то напоминают древнеегипетские строения. Величественные пирамиды, в которых меройцы хоронили своих правителей, богато украшенные фресками стены, статуи, похожие на сфинксов, — все это не так давно было отвоевано у бескрайних песков стараниями археологов. При раскопках были найдены великолепные ювелирные украшения, глиняные сосуды с орнаментами. Особенно впечатлили исследователей украшения царицы Аманисхакето (Аманишакете), большая часть из которых, к сожалению, была украдена.
Несмотря на очевидное сходство, культура Мероэ имеет свои особенности. Пирамиды-усыпальницы имеют более скромные размеры, а их формы отличаются от египетских. Женские фигуры, нарисованные на деревянных дощечках на фасадах храмов, не похожи на стройных египетских красавиц, потому что меройские женщины отличались пышными формами.
Интересно, что власть в Мероэ переходила от брата к брату или сестре. Только когда не оставалось родных братьев и сестер — от отца к сыну.
Правители Мероэ были современниками египетских Птолемеев и Римской империи, с которыми они поддерживали торговые и дружественные отношения. Известно, что Египетские посредники приезжали в Мероэ для договора о покупке боевых слонов для Египта.
Между тем до сих пор никто точно знает, как и почему королевство Мероэ исчезло в первой половине IV века нашей эры. По одной из версий, существование цивилизации закончилось после нескольких завоевательных походов аксумитов. По другим сведениям, аксумиты были непричастны к закату цивилизации Мероэ, а в 330 году первый христианский царь королевства Аксум (Эфиопия) нашел во время одного из своих походов руины города Мероэ.
В 2011 году Мероэ с расположенными неподалеку археологическими зонами Мусавварат-эс-Суфра и Нага было объявлено ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. На территории Мероэ продолжаются археологические раскопки. Возможно, скоро человечество узнает больше об этой античной цивилизации Африки.
travelask.ru
Африканская цивилизация — Циклопедия
Африканская цивилизация — согласно гео-политологу Хантингтону, одна из противоборствующих на мировой арене цивилизаций, наряду с Западной, Исламской, Латиноамериканской, Православной, Сино-Китайской, Индуистской, Буддистской и Японской. Включает в себя Африку южнее Сахары, кроме ЮАР, которую часто относят к Западной цивилизации. Религией Африканской цивилизации является либо «привезённое» европейскими колонизаторами христианство (чаще католическое или протестантское, но также иногда и православное: см. Александрийская православная церковь), либо местные традиционные верования: шаманизм, анимизм, язычество. В Северной Африке (Магриб) преобладает Исламская цивилизация.
Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет. Затем Нубия, Сонгай, Гао, Мали, Зимбабве. Последними, уже в XVIII веке, возникли Зулуленд и Матабелеленд. Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами (Древний Египет был завоёван Римской Империей, государство зулусов — Британской). К 1890 году, 90 % территорий Африки контролировали европейские колониальные империи, часто вступавшие в конфликты в том числе из-за колоний на этом континенете (см. Драка за Африку), и было всего два независимых государства — Либерия и Эфиопия. Однако в 1910 году автономию в составе Британского Содружества получил ЮАР, в 1922 Египет, в 1941 британцы изгнали из Эфиопии войска Фашистской Италии. Однако масштабная деколонизация началась только после окончания Второй Мировой. На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка — самый нищий континент в Мире, единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Это не гадание на гуще: специалисты говорят, что там население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии такое население прокормить[1]. Такое человечеству предсказывал Мальтус.
Западная цивилизация
Исламская цивилизация
Православная цивилизация
Латиноамериканская цивилизация
Сино-китайская цивилизация
Японская цивилизация
Индуистская цивилизация
Буддистская цивилизация
cyclowiki.org
Африканская цивилизация — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Африканская цивилизация — согласно гео-политологу Хантингтону, одна из противоборствующих на мировой арене цивилизаций, наряду с Западной, Исламской, Латиноамериканской, Православной, Сино-Китайской, Индуистской, Буддистской и Японской. Включает в себя Африку южнее Сахары, кроме ЮАР, которую часто относят к Западной цивилизации. Религией Африканской цивилизации является либо «привезённое» европейскими колонизаторами христианство (чаще католическое или протестантское, но также иногда и православное: см. Александрийская православная церковь), либо местные традиционные верования: шаманизм, анимизм, язычество. В Северной Африке (Магриб) преобладает Исламская цивилизация.
История
Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет. Затем Нубия, Сонгай, Гао, Мали, Зимбабве. Последними, уже в XVIII веке, возникли Зулуленд и Матабелеленд. Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами (Древний Египет был завоёван Римской Империей, государство зулусов — Британской). К 1890 году, 90 % территорий Африки контролировали европейские колониальные империи, часто вступавшие в конфликты в том числе из-за колоний на этом континенете (см. Драка за Африку), и было всего два независимых государства — Либерия и Эфиопия. Но уже в 1910 году автономию в составе Британского Содружества получил ЮАР, в 1922 Египет, в 1941 британцы изгнали из Эфиопии войска Фашистской Италии. Однако масштабная деколонизация началась только после окончания Второй Мировой. На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка — самый бедный континент в мире, единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Специалисты утверждают, что население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии прокормить такое большое население . Такое человечеству предсказывал Мальтус.
См. также
Западная цивилизация
Исламская цивилизация
Православная цивилизация
Латиноамериканская цивилизация
Сино-китайская цивилизация
Японская цивилизация
Индуистская цивилизация
Буддистская цивилизация
Напишите отзыв о статье "Африканская цивилизация"
Примечания
Ссылки
[sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/afrikanskie-civilizacii Африканские цивилизации на сайте «Цивилизациум»]
[sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/drevnejsie-afrikanskie-civilizacii Древнейшие цивилизации Африки там-же]
«Столкновение цивилизаций» Хантингтона. Хантингтон С. [grachev62.narod.ru/hantington/content.htm Столкновение цивилизаций]. — М.: АСТ, 2003. — ISBN 5-17-007923-0
Отрывок, характеризующий Африканская цивилизация
Когда он вернулся назад в комнату, Пьер сидел на том же месте, где он сидел прежде, опустив руки на голову. Лицо его выражало страдание. Он действительно страдал в эту минуту. Когда капитан вышел и Пьер остался один, он вдруг опомнился и сознал то положение, в котором находился. Не то, что Москва была взята, и не то, что эти счастливые победители хозяйничали в ней и покровительствовали ему, – как ни тяжело чувствовал это Пьер, не это мучило его в настоящую минуту. Его мучило сознание своей слабости. Несколько стаканов выпитого вина, разговор с этим добродушным человеком уничтожили сосредоточенно мрачное расположение духа, в котором жил Пьер эти последние дни и которое было необходимо для исполнения его намерения. Пистолет, и кинжал, и армяк были готовы, Наполеон въезжал завтра. Пьер точно так же считал полезным и достойным убить злодея; но он чувствовал, что теперь он не сделает этого. Почему? – он не знал, но предчувствовал как будто, что он не исполнит своего намерения. Он боролся против сознания своей слабости, но смутно чувствовал, что ему не одолеть ее, что прежний мрачный строй мыслей о мщенье, убийстве и самопожертвовании разлетелся, как прах, при прикосновении первого человека. Капитан, слегка прихрамывая и насвистывая что то, вошел в комнату. Забавлявшая прежде Пьера болтовня француза теперь показалась ему противна. И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручиванья усов – все казалось теперь оскорбительным Пьеру. «Я сейчас уйду, я ни слова больше не скажу с ним», – думал Пьер. Он думал это, а между тем сидел все на том же месте. Какое то странное чувство слабости приковало его к своему месту: он хотел и не мог встать и уйти. Капитан, напротив, казался очень весел. Он прошелся два раза по комнате. Глаза его блестели, и усы слегка подергивались, как будто он улыбался сам с собой какой то забавной выдумке. – Charmant, – сказал он вдруг, – le colonel de ces Wurtembourgeois! C'est un Allemand; mais brave garcon, s'il en fut. Mais Allemand. [Прелестно, полковник этих вюртембергцев! Он немец; но славный малый, несмотря на это. Но немец.] Он сел против Пьера. – A propos, vous savez donc l'allemand, vous? [Кстати, вы, стало быть, знаете по немецки?] Пьер смотрел на него молча. – Comment dites vous asile en allemand? [Как по немецки убежище?] – Asile? – повторил Пьер. – Asile en allemand – Unterkunft. [Убежище? Убежище – по немецки – Unterkunft.] – Comment dites vous? [Как вы говорите?] – недоверчиво и быстро переспросил капитан. – Unterkunft, – повторил Пьер. – Onterkoff, – сказал капитан и несколько секунд смеющимися глазами смотрел на Пьера. – Les Allemands sont de fieres betes. N'est ce pas, monsieur Pierre? [Экие дурни эти немцы. Не правда ли, мосье Пьер?] – заключил он. – Eh bien, encore une bouteille de ce Bordeau Moscovite, n'est ce pas? Morel, va nous chauffer encore une pelilo bouteille. Morel! [Ну, еще бутылочку этого московского Бордо, не правда ли? Морель согреет нам еще бутылочку. Морель!] – весело крикнул капитан. Морель подал свечи и бутылку вина. Капитан посмотрел на Пьера при освещении, и его, видимо, поразило расстроенное лицо его собеседника. Рамбаль с искренним огорчением и участием в лице подошел к Пьеру и нагнулся над ним. – Eh bien, nous sommes tristes, [Что же это, мы грустны?] – сказал он, трогая Пьера за руку. – Vous aurai je fait de la peine? Non, vrai, avez vous quelque chose contre moi, – переспрашивал он. – Peut etre rapport a la situation? [Может, я огорчил вас? Нет, в самом деле, не имеете ли вы что нибудь против меня? Может быть, касательно положения?]
wiki-org.ru
Африканская цивилизация — WiKi
Африканская цивилизация — согласно геополитологу Хантингтону, одна из противоборствующих на мировой арене цивилизаций, наряду с Западной, Исламской, Латиноамериканской, Православной, Сино-Китайской, Индуистской, Буддистской и Японской. Включает в себя Африку южнее Сахары, кроме ЮАР, которую часто относят к Западной цивилизации. Религией Африканской цивилизации является либо «привезённое» европейскими колонизаторами христианство (чаще католическое или протестантское, но также иногда и православное: см. Александрийская православная церковь), либо местные традиционные верования: шаманизм, анимизм, язычество. В Северной Африке (Магриб) преобладает Исламская цивилизация.
Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет. Затем Нубия, Сонгай, Гао, Мали, Зимбабве. Последними, уже в XVIII веке, возникли Зулуленд и Матабелеленд. Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами (Древний Египет был завоёван Римской Империей, государство зулусов — Британской). К 1890 году, 90 % территорий Африки контролировали европейские колониальные империи, часто вступавшие в конфликты в том числе из-за колоний на этом континенете (см. Драка за Африку), и было всего два независимых государства — Либерия и Эфиопия. Но уже в 1910 году автономию в составе Британского Содружества получил ЮАР, в 1922 Египет, в 1941 британцы изгнали из Эфиопии войска Фашистской Италии. Однако масштабная деколонизация началась только после окончания Второй Мировой. На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка — самый бедный континент в мире, единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Специалисты утверждают, что население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии прокормить такое большое население . Такое человечеству предсказывал Мальтус.
ru-wiki.org
Мероэ и африка. Шинни Питер. Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека
Долгое время остававшаяся самой мало изученной из всех античных цивилизаций Африки и долины Нила, Мероэ ныне занимает по праву принадлежащее ей место в истории человеческого развития. Возобновление активного интереса к этому периоду определяется в значительной степени развитием исторического изучения Африки, а также точкой зрения многих авторов, что именно Мероэ внесло значительный вклад в становление на африканском континенте цивилизации и государственности.
Было высказано предположение, что с падением мероитского могущества в IV в. н. э. царская фамилия переселилась на запад континента, унеся с собой специальные знания и технологии, а также основополагающие концепции государственности, которые затем распространились по континенту. Это интересная и привлекательная гипотеза в настоящее время обнаруживает недостаток доводов археологического характера, поскольку никаких мероитских находок к западу от Нила до сих пор не обнаружено.
Устные предания племени дафур, живущего на западе Судана, в которых упоминается об этом переселении, следует воспринимать весьма осторожно из-за громадного промежутка времени. Также с осторожностью следует относиться и к утверждениям, что слово «куш» сохранилось в имени племени каджидди, народа, живущего в окрестностях Джебель-Мейдоба, и других племен, имеющих в своем названии элемент «кадж». Находки черепков нубийской керамики на западе региона, а также распространение строений из красного кирпича от Нила до Борну в западной Нигерии указывают на большую вероятность предположения, что любые нильские влияния в Западной Африке происходили в более поздние времена и были результатом миграции к западу населения христианизированной Нубии под давлением вторгнувшихся арабов начиная с XII в. н. э. Устойчивые легенды об их нильском происхождении, бытующие среди многих племен региона Чада и северной Нигерии, если они и имеют какую-либо подлинную основу, скорее всего, базируются на воспоминаниях о влияниях, пришедших из христианской Нубии, чем из Мероэ.
В Африке, к западу и югу от долины Нила, также существует много местных верований, схожих с верой и обрядами Древнего Египта. Их, наряду с предметами, имеющими мнимое сходство с египетскими аналогами, часто считают пришедшими из Мероэ.
Такие характерные «египетские» черты могли быть восприняты и усвоены гораздо раньше, поскольку контакты Древнего Египта с Африкой за пределами его южных границ имели место еще в незапамятные времена Древнего царства. Нет, однако, никаких доказательств того, что они шли из Египта в Африку, и никак не наоборот. Исследователи усматривали множество свидетельств таких контактов между древними египтянами и африканцами в схожести их искусства и придворных ритуалов, но надо быть убежденным приверженцем теории диффузии из Египта, чтобы усмотреть в этих предположительных аналогиях следы культуры страны фараонов и мероитской культуры. Тем не менее, остаются предметы, которые несомненно принадлежат египетской культуре, – из наиболее известных можно назвать подголовные опоры, музыкальные инструменты и опахала из страусовых перьев, и вполне возможно, что мода на такие предметы распространилась именно из Мероэ. Следует заметить, что эти принадлежавшие египетской культуре предметы далеко не идентичны тем, какие были распространены в Мероэ. К тому же ни один предмет достоверно мероитского происхождения не был найден к западу от Нила. До тех пор, пока не будет найдено конкретных свидетельств, подобные идеи будут оставаться только гипотезами.
С несколько большей уверенностью мы можем рассматривать Мероэ как центр распространения техники металлообработки, но даже и это остается всего лишь предположением. Существование долгой и искусной традиции метода «cire perdue»[65] в процессе бронзового литья среди народов йоруба и бини в Нигерии общепризнано, но вопрос о том, откуда они получили знание этого метода, еще даже не поставлен. Возможно, что этот метод был изобретен ими самостоятельно, но сложность процесса говорит скорее все же в пользу того, что он был заимствован извне. Если это так, то долина Нила является самым вероятным претендентом на звание источника, из которого он был получен. К сожалению, хронология лесных культур Западной Африки по большей своей части остается неизвестной, поэтому и не представляется возможным полагать, что процесс литья бронзы был привнесен извне ранее XIV или XV вв. н. э. Таким образом, мы видим весьма долгий промежуток времени между датой заката Мероэ и началом обработки металла в Ифе[66] и Бенине.
Техника обработки железа распространилась более широко. Появление железа в африканском регионе, примыкающем к пустыне Сахаре, стало событием очень большого значения для развития континента и вызвало разительные изменения в образе жизни, в социальной и политической организации общества. Большая часть Африки перешла прямо от экономики, преимущественно использующей инструменты каменного века, к экономике, основанной на использовании железа, пусть даже внедрение этого металла было постепенным, а каменные орудия труда еще долго использовались наряду со своими железными аналогами. Кто научил эти народы технике выплавки металла и его обработки – до сих пор еще не установлено. Таким образом, убедительные подтверждения источника этих знаний, маршрутов их появления и даты такого появления стали бы чрезвычайно важными для понимания этого переломного периода в истории континента.
Последние работы археологов открыли для нас существование древних сообществ людей, использовавших в своей жизни железо. Их поселения, в частности в Центральной Африке, относятся, по датировке радиоуглеродным методом, ко времени от VI до XIV в. н. э. Более тщательное изучение этих сообществ позволяет прийти к выводу, что обработка железа появилась в этом регионе во второй половине 1-го тысячелетия н. э. По другим регионам континента у нас нет столь четких данных, хотя существуют предположения, что знание металлообработки распространилось здесь примерно в то же самое время и несколько позже в покрытых лесом территориях побережья Гвинеи.
Мероэ представляется несомненным центром, из которого распространилась эта новая технология, однако оно вполне могло быть не единственным таким центром. Отдельные регионы Западной Африки, например, могли получить знание этих новых материалов посредством караванных путей Сахары. Что же касается Центральной и Восточной Африки, то нет никакого другого очевидного места, откуда эти регионы могли бы получить знания об обработке железа. Даты его появления здесь вполне соответствуют теории о медленном распространении таких знаний на юг от Нила в течение первых веков нашей эры.
Истинная значимость Мероэ для истории Африки отнюдь не сводится к ее предполагаемой роли как источника новых технологий и идей. Мероэ вполне могло быть вдохновителем тех значительных перемен, которые повлекла за собой обработка железа. Использование железа позволило дать сильный импульс развитию сельского хозяйства благодаря применению железных мотыг, повлекшему за собой увеличение производительности и тем самым самого населения. Появление железного оружия сделало возможным укрепление централизованного руководства. Государства, которые сложились и развились в период Средневековья, в особенности в западном Судане (самое раннее из них, Гана, уже существовало к VIII в. н. э., а возможно, и раньше), вполне могли заимствовать принципы организации государственности в Мероэ. Своим возвышением они, совершенно определенно, обязаны тому превосходству, которое металл дал их армиям.
Дальнейшие исследования могут дать ответ на вопрос о том, в какой мере мероитская цивилизация повлияла на прогресс других регионов африканского континента. Уровень наших знаний об истории Мероэ имеет большое потенциальное значение для изучения соседних территорий.
Какой бы ни была роль Мероэ в распространении культуры и прогресса среди соседних государств, ее собственная история является значительным фактором существования древней Африки. Хотя многое и было заимствовано ею извне – и данная книга была попыткой показать некоторые составляющие такого процесса, – Мероэ была самобытной африканской цивилизацией, прочно покоящейся на африканской почве и созданной африканским населением. Это урбанистическое, развитое и образованное государство, располагавшееся глубоко в сердце африканского континента, просуществовало около тысячи лет, что само по себе представляет достижение выдающейся значимости.
historylib.org
Цивилизации Восточной Африки Древний народ Город Империя Династия
АБИССИНИЯ
ДРЕВНИЙ ГОРОД ЛАЛИБЕЛА
СЕННАРСКИЙ СУЛТАНАТ
ЭФИОПИЯ
Предания говорят что эфиопы произошли от царицы Савской, царя Соломона. Страна славилась богатством. Там были россыпи драгоценных камней, золота было столько, как уверял Геродот, что якобы даже оковы узников делались из золота. Сами эфиопы полагали, что Эфиопия древнейшей страна.
ЛАЛИБЭЛА
Древний город в регионе Амхара, север Эфиопии, известный монолитными каменными церквями. Лалибела - центр паломничества, один из самых святых городов Эфиопии, уступающий только Аксуму. Эфиопия является одной из первых стран, принявших христианство в 4 веке.
СЕННАР
Султанат Сеннар - халифат северной части Судана, властвовавший в период с 1504-1821 года. Ислам оказал важное влияние, 1523 год - Сеннарская монархия официально приняла ислам. Столица Сеннар, процветала благодаря торговле с Ближним Востоком. Богатство султанов зависело от экономики.
МЕРОИТСКОЕ ЦАРСТВО
ДРЕВНИЙ НАРОД ВАСАНДАВЕ
ДИНАСТИЯ ЗАГВЕ
ЦАРСТВО КУШ
Целых сто лет правили черные фараоны гигантской империей, границы которой простирались до Средиземного моря. Нубийцы стали двадцать пятой династией царей египетских. Фараоны Нубии покончили с разбойными нападениями ассирийцев, победили междуусобный хаос
САНДАВЕ
Являются этнической группой коренного населения Юго-Восточной Африки. Локализация народа Сандаве: центральная Танзания. Васандаве были преимущественно охотниками-собирателями до того, как европейцы колонизировали Африку в 18-19 веках.
ЗАГВЕ
Династия Загве - королевство северной Эфиопии, центр Лалибела, время существования 900-1270 года. Последний король династии - Загуэ, убит, сражаясь с Абиссинским королем Амлаком. Гебре Мескель Лалибела - известный король Загве построивший скальные церкви Лалибелы.
ДРЕВНИЙ НАРОД ХАДЗАБЕ
ДРЕВНИЙ ГОРОД МОГАДИШО
АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО
ХАДЗА
Являются коренным этносом северной части Танзании, населяя прибрежные районы озера Эяси, центральную Рифтовую долину, соседнее плато Серенгети. Согласно устной истории Хадзы, мир населяли волосатые гиганты, называемые Акаканебе, Геланебе: охотились, ели сырое мясо.
МОГАДИШО
Древний торговый крупный город, бывший еще с 11 века крупнейшим торговым центром Африканского Рога. Здесь находятся: красивый восточный дворец султана Гаресы, изысканная мечеть Фарх-ад-Дина, шумный восточный рынок Барака, расположенный недалеко от старого города.
АКСУМ
Королевство Аксум (Империя Аксумитов) - древнее государство, регион современной Эритреи, Эфиопии. Правили аксумиты с 100 по 940 года. Аксум чеканил собственную монету. Аксум считался одной из четырех великих держав, наряду с Персией, Римом, Китаем.
ЦАРСТВО АЛЬВА
КУЛЬТУРА КЕРМА
ДРЕВНИЙ НАРОД АГАВ
АЛВА
Альтернативные названия: Алодия, Альва, Алоа. Наследница Мероитского государства. Средневековое нубийское королевство, занимало территорию южного Судана. Столица - древний город Соба, расположенная недалеко от слияния Голубого, Белого Нила.
ЦАРСТВО КЕРМА
Культура Керма - древняя цивилизация, территориально находящаяся в Нубии, Верхнем Египте, северном Судане. Густонаселенное царство Керма процветало примерно в период с 2500-1500 года до н.э. Царство Керма выступало как основной соперник Древнего Египта.
АГАУ
Является этнической группой, населяющей Эфиопию, Эритрею. Народ Агав впервые упоминается в 3 веке. Надпись относится к народу, называемому Афагаус. Эксперты вынуждены принять, что они являются исконными жителями большей части Северного нагорья Эфиопии.
ДРЕВНИЙ НАРОД ЧАГА
СУЛТАНАТ АДАЛЬ
ЦАРСТВО МАКУРИЯ
ДЖАГГА
Являются банту-говорящими коренными африканцами. Традиционно заселяют южные склоны горы Килиманджаро, восточные склоны горы Меру. Богатство связано с благоприятным климатом района, успешными ирригационными сельскохозяйственными методами.
АДАЛЬ
Султанат Адаль - многоэтническое средневековое мусульманское государство, расположенное в Африканском Роге. Основал государство Сабр ад-Дин II, после падения Султаната Ифат. Царство процветало с 1415 по 1577 год. Жители султаната населяли Харарское плато.
МУКУРРА
Королевство находящееся в северной части Судана, юге Египта. Изначально Макурия занимала территорию вдоль реки Нил. Царство контролировало восточные торговые пути, шахты, оазисы. Столица - древний город Донгола. 14 век - усилилась агрессия со стороны Египта, царство распалось.
ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО АЛЬ-МАРИС
ДРЕВНИЙ НАРОД БАТВА
ИМПЕРИЯ КИТАРА
НОБАТИЯ
Позднее античное королевство нижней Нубии. Королевство Нобатия являлось прямой наследницей Мероитского государства. Ранняя Нобатия, скорее всего, та же цивилизация, которая известна археологам как культура Баллана. Позднее королевство Нобатия приняло христианство.
ТВА
Народ Батва заселяют регион великих озер центральной Африки. Занимаются сельским хозяйством, торгуют мясом, изготавливают керамическую посуду. Конфликтовали с племенем тутси. Тва раньше жили в горах непроходимого леса Бвинди до 1992 года, потом Тва выгнали, поместили в поселения.
КИТАРА
Могущественная империя Китара (альтернативные названия: Империя Света, Буньоро-Китара) простиралась по всей долине Нила, включая контроль над территориями Великих Озер Африки, Восточная Африка. Период существования империи Китара: 12-15 века.
ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО БУНЬОРО
ДИНАСТИЯ СОЛОМОНА
ДРЕВНИЙ НАРОД ВАСАМБАА
УНЬОРО
Королевство Западной Уганды, Восточной Африки. Существовало с 13 века по 19 век. Экономика царства вращалась вокруг охоты на слонов, львов, леопардов, крокодилов. Царство Буньоро контролировало местность великих озер Африки. Власть Буньоро угасла к концу 16-го века.
СОЛОМОНОВА ДИНАСТИЯ
Является бывшим правящим Императорским Домом Эфиопской империи. Наследники династии ведут происхождение от царя Соломона, царицы Савской. История утверждает: царица Савская родила Менелика I после ее визита, упомянутого Библией, к царю Соломону, в Иерусалиме.
ШАМБАЛА
Альтернативные названия: Самбаре, Васамбаа. Являются Восточно-Африканской этнической, языковой группой. Слово Шамба означает ферма, народ Шамбала живет в плодородном районе Танзании. Основателем династии был Мбега, сын Буге основал столицу на вершине холма в Вуге.
ДРЕВНИЙ НАРОД ВАХЕХЕ
ИМПЕРИЯ РОЗВИ
СТРАНА ЗИНДЖИ
ХЕХЕ
Этническая, языковая группа, базирующаяся в Иринге, юге центральной Танзании, использующая разговорный язык банту-хехе. Исторически, народ Хехе славится победой над немецкой экспансией 17 августа 1891 года, сохранением сопротивления в течение семи лет.
РОЗВИ
Империя образована на плато Зимбабве. В 1693 году португальские войска попытались взять под контроль торговлю золотом во внутренней части Африки, вторгшись в земли империи. Империя успешно отразила атаки агрессора, сохранив контроль над золотыми рудниками, пока Розви не рухнула.
СУАХИЛИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Цивилизация Сухалий образовалась в Восточной Африке, вдоль побережья Индийского Океана. Период существования Сухалийской цивилизации: 1-16 века. Сухалийская цивилизация является древнейшим централизованным государством Восточной Африки.
ancientcivs.ru
Африка
Материки
Африка — континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 30 065 000 км², или 20,3 % площади суши, а с островами — около 30,2 миллиона км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши. На территории Африки расположены 53 государства, 4 непризнанных государства и 5 зависимых территорий (островных).
Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков. Последние насчитывают возраст в семь миллионов лет — включая Sahelanthropus tchadensis, Australopithecus africanus, A. afarensis, Homo erectus, H. habilis и H. ergaster. Самые ранние останки Homo sapiens, датируемые двумястами тысячами лет, найдены в Эфиопии.
Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.
Происхождение названия
Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa). Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей. Возникшая позже на этом месте мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своём названии. По мнению историка и археолога И. Ефремова, слово «Африка» пришло из древнего языка Та-Кем (Египет. «Афрос» — пенная страна. Это связано со столкновением нескольких видов течений, которые образуют пену при приближении к континенту в Средиземном море.
Есть и другие версии происхождении топонима.
История
Доисторический период
В начале Мезозойской эры, когда Африка входила в состав единого континента Пангея, и до конца Триасового периода в этом регионе доминировали тероподы, и примитивные птицетазовые. Проведенные раскопки, относящиеся к концу Триасового периода свидетельствуют о большей заселенности юга материка, а не севера.
Происхождение человека
Африка считается родиной человека. Здесь найдены останки древнейших видов рода Homo. Из восьми видов этого рода выжил только один — человек разумный, и в небольшом количестве (ок. 1000 особей) начал расселяться по территории Африки примерно около 100 000 лет назад. А уже из Африки люди мигрировали в Азию (около 60 000—40 000 лет назад), и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000—15 000 лет).
Африка в период каменного века
Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.
В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, об этом свидетельствуют археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до VII века н. э. Наиболее известным памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер. Памятники наскальной живописи также встречаются в Сомали и ЮАР (древнейшие рисунки датируются 25,500 до н. э.).
Лингвистические данные показывают, что этносы, говорящие на языках банту, мигрировали в юго-западном направлении, вытеснив оттуда койсанские народы (как например, коса и зулу). В поселениях банту обнаружен характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.
Небольшое количество этнических групп, например бушмены, продолжают вести примитивный образ жизни, занимаясь охотой, собирательством, также же как и их предки несколько тысячелетий назад.
Древняя Африка
Наскальная живопись в Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре
К 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила сформировались земледельческие культуры (Тасийская культура, Фаюмская культура, Меримде), на основе которых в 4-м тысячелетии до н. э. возник Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (государственное образование Напата). На его обломках образовались Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии.
Пирамида Хафры и Великий Сфинкс на плато Гиза
На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого сложилась христианская Эфиопия (XII-XVI века). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
Руины Карфагена
На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация.
В результате развития коневодства (появившегося в первые века н. э.), а также верблюдоводства и оазисного земледелия в Сахаре появились торговые города Телги, Дебрис, Гарама, возникло ливийское письмо.
Появление в Африке европейцев
Проникновение европейцев в Африку началось в XV—XVI вв.; наибольший вклад в освоение континента на первом этапе внесли испанцы и португальцы после завершения Реконкисты. Уже в конце XV века португальцы фактически контролировали западное побережье Африки и в XVI веке развернули активную работорговлю. Следом за ними в Африку устремились практически все западноевропейские державы: голландцы, Испания, Дания, Франция, Англия, Германия.
Торговля рабами с Занзибаром постепенно привела к колонизации Восточной Африки, попытки Марокко захватить Сахель потерпели неудачу.
Вся Северная Африка (кроме Марокко) к началу XVII века вошла в состав Османской империи. С окончательным разделом Африки между европейскими державами (1880-е годы) наступил колониальный период, насильственно приобщивший африканцев к индустриальной цивилизации.