Древний Рим: от республики к империи. Всеобщая история. 10 класс. 10 класс древний рим
Древний Рим: от республики к империи. Всеобщая история. 10 класс. - Объяснение материала.
Комментарии преподавателя
Древний Рим: от города к республике.
Историю Древнего Рима делят на три периода:
753–509 гг. до н.э. – Царский период
509–30 гг. до н.э. – Республика
30 г. до н.э. – 476 г. н.э. – Империя
Предыстория
История Древнего Рима началась с возникновения небольшого города на реке Тибр в Средней Италии. Со временем город-государство Рим подчинил себе почти все Средиземноморье. Этому способствовало выгодное расположение города на пересечении важнейших сухопутных путей, а также вблизи морских путей из Восточного Средиземноморья в Западное, из Африки в Европу. Кроме того, природные условия Апеннинского полуострова были богаче, чем в Греции (в частности, горы занимали меньшую часть территории). Это способствовало успехам в развитии земледелия и скотоводства. Территорию Италии населяли многочисленные племена, такие как этруски, латины, самниты и др. В начале I тыс. до н.э. у этрусков сложилась государственность – у них стали возникать города-государства.
События
753 г. до н.э. – возникновение города Рим на реке Тибр. Согласно преданиям основателем и первым царем Рима был Ромул. После Ромула в Риме правило еще шесть царей.
509/510 г. до н.э. – свержение последнего римского царя Тарквиния Гордого. Власть царей сменилась аристократической республикой.
494, 449 гг. до н.э. – случаи сецессии (демонстративного выхода воинов-плебеев из общины и ухода за черту города с целью расширения своих прав). Население Рима делилось на патрициев – потомков первых жителей, обладавших привилегиями, и плебеев, поселившихся в городе позднее. Оставшись без армии, патриции были вынуждены уступить. Так плебеи добились расширения своих прав – увеличения земельных наделов, права вступать в брак с представителями патрицианских семей.
Кроме того, в Риме появилась должность народного трибуна – человека, который должен был отстаивать интересы плебеев. Он имел право вето («запрещаю»), то есть отмены решений патрициев.
Борьба плебеев за свои права завершилась их окончательной победой к III в. до н.э. С этого времени слово «плебей» означает полноправных граждан незнатного происхождения.
450 г. до н.э. – выработаны Законы XII Таблиц.
265 г. до н.э. – к этому времени Рим завоевывает и объединяет под своей властью практически всю Италию. Города Италии объединились в римско-италийский союз.
III–II вв. до н.э. – Пунические войны. Войны Рима с Карфагеном (государством в Северной Африке) (О Пунических войнах).
264–241 гг. до н.э. – Первая Пуническая война. Война Рима с Карфагеном за господство в Сицилии. По мирному договору Карфаген уступал Риму Сицилию.
218–201 гг. до н.э. – Вторая Пуническая война. Рим получает Испанию и все островные владения Карфагена в Средиземном море и становится сильнейшим государством Западного Средиземноморья.
149–146 гг. до н.э. – Третья Пуническая война. В 146 г. до н.э. Карфаген полностью разрушен римлянами. Территория Карфагена вошла в состав Римского государства в качестве провинции Африка.
II–I вв. до н.э. – Рим завоевал эллинистические государства – Македонию, Сирию, Боспорское царство, Египет.
III–I вв. до н.э. – развитие рабства в Римской республике. Три источника рабства: военнопленные, долговое рабство, дети рабов.
Конец I в. до н.э. – к этому времени под властью Рима оказались огромные территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Испания, Галлия, Северная Африка.
107–104 гг. до н.э. – военная реформа Гая Мария. Создание постоянной профессиональной армии. Прежде римская армия представляла собой ополчение.
Участники
Плебеи – первоначально свободное, но не обладавшее гражданскими правами население Рима, находящееся вне родовой общины. Пришлое и покоренное население Рима.
Патриции – первоначально все коренное население (потомки основателей Рима), входившее в родовую общину и обладавшее гражданскими правами. Позднее – привилегированное знатное сословие, родовая аристократия.
Нобили – высшее сословие, обладали большими богатствами и политическим влиянием.
Сервий Туллий – шестой царь Рима. Разделил население Рима на шесть имущественных разрядов.
Заключение
В 509 г. до н.э. был свергнут последний царь и в Риме установилась республика. Республика (лат. «общее дело») в Древнем Риме– форма правления, при которой свободные жители города, составляющие гражданскую общину, выбирали должностных лиц республики. Высшая политическая власть принадлежит народным собраниям – комициям. Народное собрание, как и сенат, существовал еще в эпоху царей, но имел другие полномочия.
Республиканские должности и институты:
Комиции – народные собрания
Сенат – совет старейших, в который входили только представители 300 патрицианских родов
Два консула – обладали высшей военной и гражданской властью, избирались на год
Диктатор избирался в военное время (в чрезвычайных обстоятельствах) на ограниченный срок, обладал полнотой власти
Два претора обладали судебной властью
Народные трибуны избирались из числа плебеев, права которых они должны были защищать, используя право вето (запрета) на решения патрициев.
К концу I в. до н.э. Рим завоевал огромные территории: под его властью оказались Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Испания, Галлия, Северная Африка. Из завоеванных городов в Рим стекались огромные богатства, город богател и становился крупнейшим торговым центром.
Но уже в конце II в. до н.э. противоречия между разными слоями населения привели к череде гражданских войн, борьбе между сторонниками и противниками власти аристократических родов в Риме. I в. до н.э. в истории Рима в большой степени будет заполнен гражданскими войнами и борьбой за власть..
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Древний Рим: от республики к империи. Всеобщая история. 10 класс. - Объяснение материала.
Комментарии преподавателя
Древний Рим: от города к республике.
Историю Древнего Рима делят на три периода:
753–509 гг. до н.э. – Царский период
509–30 гг. до н.э. – Республика
30 г. до н.э. – 476 г. н.э. – Империя
Предыстория
История Древнего Рима началась с возникновения небольшого города на реке Тибр в Средней Италии. Со временем город-государство Рим подчинил себе почти все Средиземноморье. Этому способствовало выгодное расположение города на пересечении важнейших сухопутных путей, а также вблизи морских путей из Восточного Средиземноморья в Западное, из Африки в Европу. Кроме того, природные условия Апеннинского полуострова были богаче, чем в Греции (в частности, горы занимали меньшую часть территории). Это способствовало успехам в развитии земледелия и скотоводства. Территорию Италии населяли многочисленные племена, такие как этруски, латины, самниты и др. В начале I тыс. до н.э. у этрусков сложилась государственность – у них стали возникать города-государства.
События
753 г. до н.э. – возникновение города Рим на реке Тибр. Согласно преданиям основателем и первым царем Рима был Ромул. После Ромула в Риме правило еще шесть царей.
509/510 г. до н.э. – свержение последнего римского царя Тарквиния Гордого. Власть царей сменилась аристократической республикой.
494, 449 гг. до н.э. – случаи сецессии (демонстративного выхода воинов-плебеев из общины и ухода за черту города с целью расширения своих прав). Население Рима делилось на патрициев – потомков первых жителей, обладавших привилегиями, и плебеев, поселившихся в городе позднее. Оставшись без армии, патриции были вынуждены уступить. Так плебеи добились расширения своих прав – увеличения земельных наделов, права вступать в брак с представителями патрицианских семей.
Кроме того, в Риме появилась должность народного трибуна – человека, который должен был отстаивать интересы плебеев. Он имел право вето («запрещаю»), то есть отмены решений патрициев.
Борьба плебеев за свои права завершилась их окончательной победой к III в. до н.э. С этого времени слово «плебей» означает полноправных граждан незнатного происхождения.
450 г. до н.э. – выработаны Законы XII Таблиц.
265 г. до н.э. – к этому времени Рим завоевывает и объединяет под своей властью практически всю Италию. Города Италии объединились в римско-италийский союз.
III–II вв. до н.э. – Пунические войны. Войны Рима с Карфагеном (государством в Северной Африке) (О Пунических войнах).
264–241 гг. до н.э. – Первая Пуническая война. Война Рима с Карфагеном за господство в Сицилии. По мирному договору Карфаген уступал Риму Сицилию.
218–201 гг. до н.э. – Вторая Пуническая война. Рим получает Испанию и все островные владения Карфагена в Средиземном море и становится сильнейшим государством Западного Средиземноморья.
149–146 гг. до н.э. – Третья Пуническая война. В 146 г. до н.э. Карфаген полностью разрушен римлянами. Территория Карфагена вошла в состав Римского государства в качестве провинции Африка.
II–I вв. до н.э. – Рим завоевал эллинистические государства – Македонию, Сирию, Боспорское царство, Египет.
III–I вв. до н.э. – развитие рабства в Римской республике. Три источника рабства: военнопленные, долговое рабство, дети рабов.
Конец I в. до н.э. – к этому времени под властью Рима оказались огромные территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Испания, Галлия, Северная Африка.
107–104 гг. до н.э. – военная реформа Гая Мария. Создание постоянной профессиональной армии. Прежде римская армия представляла собой ополчение.
Участники
Плебеи – первоначально свободное, но не обладавшее гражданскими правами население Рима, находящееся вне родовой общины. Пришлое и покоренное население Рима.
Патриции – первоначально все коренное население (потомки основателей Рима), входившее в родовую общину и обладавшее гражданскими правами. Позднее – привилегированное знатное сословие, родовая аристократия.
Нобили – высшее сословие, обладали большими богатствами и политическим влиянием.
Сервий Туллий – шестой царь Рима. Разделил население Рима на шесть имущественных разрядов.
Заключение
В 509 г. до н.э. был свергнут последний царь и в Риме установилась республика. Республика (лат. «общее дело») в Древнем Риме– форма правления, при которой свободные жители города, составляющие гражданскую общину, выбирали должностных лиц республики. Высшая политическая власть принадлежит народным собраниям – комициям. Народное собрание, как и сенат, существовал еще в эпоху царей, но имел другие полномочия.
Республиканские должности и институты:
Комиции – народные собрания
Сенат – совет старейших, в который входили только представители 300 патрицианских родов
Два консула – обладали высшей военной и гражданской властью, избирались на год
Диктатор избирался в военное время (в чрезвычайных обстоятельствах) на ограниченный срок, обладал полнотой власти
Два претора обладали судебной властью
Народные трибуны избирались из числа плебеев, права которых они должны были защищать, используя право вето (запрета) на решения патрициев.
К концу I в. до н.э. Рим завоевал огромные территории: под его властью оказались Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Испания, Галлия, Северная Африка. Из завоеванных городов в Рим стекались огромные богатства, город богател и становился крупнейшим торговым центром.
Но уже в конце II в. до н.э. противоречия между разными слоями населения привели к череде гражданских войн, борьбе между сторонниками и противниками власти аристократических родов в Риме. I в. до н.э. в истории Рима в большой степени будет заполнен гражданскими войнами и борьбой за власть..
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве.
2. Продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное. Расширить кругозор.
3. Воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на западно-европейскую архитектуру.
Тип урока: урок-лекция.
Оформление: Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.
- Ребята, сегодня на уроке я вы узнаете много интересного и нового. С урока уйдете с пополненным багажом знаний.
П. Введение темы урока.
И так ребята, тема нашего урока «Архитектура Древнего Рима» (слайд 1). Подумайте и скажите, что мы должны узнать на уроке, с чем познакомиться?
(ответы учащихся).
Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.
Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.
В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:
1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)
2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)
3 Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)
Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры. По ходу всего изучения нового материала каждый из вас будет работать с таблицей, (слайд 2) заполняя ее.
Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер- величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум, о нем нам подготовил сообщение (Ф.И. учащегося).
(Заслушивание сообщения) (Слайд 3)
К сожалению постройки первого периода не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землятрясениями, стихиями природы или просто временем.
От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обозженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме (слайд 4).
Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры (слайд 5).
- Ребята, вспомните какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.
(Слайд 6) Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.
Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков (Слайд 7)
Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка? Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора) (Слайд 8).
В середине 1 века до н. э. в Риме появляютсяпервые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.
Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон (слайд 9).
(Заслушивание сообщения учащегося).
В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (слайд 10).
(Заслушивание сообщения учащегося).
Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни (Слайд 11)
(Сообщение учащегося).
Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд людей. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, т. е. служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромной территории Римской империи. Дороги выполняли стратегическую роль во время многочисленных боевых компаний. Знаменитая Апиева дорога (слайд 12) вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического тепла сохранилась до наших дней. Названа по имени строителя- цензора Апия Клавдия Цека.
В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей (Слайд 13). Я предлагаю вам просмотреть презентацию дальше, и ответить на вопросы, которые лежат у вас на партах.
(Просмотр презентации слайды 14 – 24). Беседа по вопросам.
1. Как решил Веспостимиан увековечить свое имя?
2. Как он назвал свою постройку?
3. Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?
4. Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?
5. Какое было главное зрелище в Колизее?
6. Каковы размеры Колизея?
IV. Закрепление изученного на уроке.
И так ребята, вы сейчас проверите таблицу, над которой работали в ходе изучения нового материала (Самопроверка по образцу, слайды 25-27).
-У кого есть недочеты, исправьте, Кто не успел записать, допишите.
- Как справились с заданием? Почему?
А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)
Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.
Оценивание учащихся за сообщения, за работу на уроке.
Дом задание: стр. учебника 86-94, прочитать, ответить на вопросы, подготовить сообщения о римском театре.
infourok.ru
Древний Рим (10 класс) - презентация, доклад, проект
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Тест МХК 10 класс «Архитектура Древнего Рима»
Тест МХК 10 класс «Архитектура Древнего Рима»
1. Какие периоды выделяют в развитии художественной культуры Древнего Рима?
А) искусство латинов; б) искусство этрусков; в) искусство эпохи демократии;
г) искусство республики; д) искусство империи.
2. Центр общественной и деловой жизни в Риме: а) Акрополь; б) Агора; в) Термы;
г) Форум; д) Колизей.
3. 38 –метровая колонна Траяна расположена на: А) Форуме; б) площади Святого Петра; в) Акрополе; г) Аппиевой дороге.
4. Какие новые по тем временам инженерные сооружения строили римляне: а) дороги; б) виадуки; в) очистные сооружения; г) акведуки; д) палестры;
е) плотины.
5. Одним из самых грандиозных зрелищных сооружений Древнего Рима является:
а) Форум; б) Колизей; в) Пантеон;
г) Триумфальная арка Тита Ливия.
6. Единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение (43 м – высота):
А) Колизей; б) Пантеон; в) Форум;
г) Акрополь; д) Агора.
7. Архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Как правило, возводился при входе в город, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах, в память о важных событиях: а) виадук; б) акведук; в) арка;
г) термы.
8.Крупнейшие общественные постройки Древнего Рима, служащие местом отдыха и развлечений. Их посещение входило в повседневную жизнь римлян.
А) термы; б) амфитеатры; в) ипподромы;
г) стадионы; д) библиотеки; е) гимнасии;
ж) палестры.
Тест МХК 9 класс «Архитектура Древнего Рима»
1. Какие периоды выделяют в развитии художественной культуры Древнего Рима?
А) искусство латинов; б) искусство этрусков; в) искусство эпохи демократии;
г) искусство республики; д) искусство империи.
2. Центр общественной и деловой жизни в Риме: а) Акрополь; б) Агора; в) Термы;
г) Форум; д) Колизей.
3. 38 –метровая колонна Траяна расположена на: А) Форуме; б) площади Святого Петра; в) Акрополе; г) Аппиевой дороге.
4. Какие новые по тем временам инженерные сооружения строили римляне: а) дороги; б) виадуки; в) очистные сооружения; г) акведуки; д) палестры;
е) плотины.
5. Одним из самых грандиозных зрелищных сооружений Древнего Рима является:
а) Форум; б) Колизей; в) Пантеон;
г) Триумфальная арка Тита Ливия.
6. Единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение (43 м – высота):
А) Колизей; б) Пантеон; в) Форум;
г) Акрополь; д) Агора.
7. Архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Как правило, возводился при входе в город, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах, в память о важных событиях: а) виадук; б) акведук; в) арка;
г) термы.
8.Крупнейшие общественные постройки Древнего Рима, служащие местом отдыха и развлечений. Их посещение входило в повседневную жизнь римлян.
Более двеннадцати столетий насчитывает история Древнего Мира. Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развивать лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль. На основе греческих образцов был разработан тип храма, стоящего на подиуме, с глубоким передним портиком. Появился тосканский ордер. За несколько столетий мастерами было создано великое множество разнообразных шедевров мирового искусства. Презентация наглядно показывает достижения периода Древнего Рима.
Просмотр содержимого документа
«Древний Рим.МХК.10 класс»
Древний Рим
Подготовил Ученик
10 «В» класса
Акимов Александр
Учитель МХК: Терёхина Т.А .
Быт римлян
Дом не имел окон. Свет и воздух поступали через широкое отверстие в крыше. Стены из кирпича штукатурились и белились, часто изнутри их покрывали рисунками. В богатых домах пол украшался мозаикой — кусочками разноцветного камня или цветного стекла.
Беднота жила в лачугах или в тесных комнатушках многоквартирных домов. В жилища бедняков не проникали солнечные лучи. Дома для бедняков строились плохо и нередко обрушивались. Случались страшные пожары, уничтожавшие целые районы Рима.
За обедом не сидели, а возлежали на широких ложах вокруг низкого стола. Бедняки довольствовались на обед горстью маслин, куском хлеба с чесноком и стаканом кислого вина (пополам с водой). Богатые люди тратили целые состояния на дорогие кушанья, изощрялись в придумывании удивительных блюд вроде жаркого из соловьиных языков.
Нижней одеждой римлян была туника (род рубахи до колен). Поверх туники надевали тогу — плащ из куска белой шерстяной ткани овальной формы. Сенаторы и магистраты имели тогу с широкой пурпурной каймой. Ремесленники носили короткий плащ, оставлявший открытым правое плечо. Так было удобнее работать.
Богатые и знатные римляне, не знавшие никакого труда, проводили ежедневно помногу часов в банях (термах). Там были облицованные мрамором бассейны с горячей и холодной водой, парильни, галереи для прогулок, сады и магазины.
Достижения в технике
Достижения в технике
Раньше из размягченной стеклянной массы лепили, как из глины. Римляне стали получать дутое стекло, изготовляли стеклянную посуду, научились отливать стеклянные изделия в форму.
Римские строители сооружали дороги, покрывавшиеся плотными каменными плитами. По обочинам дорог имелись обложенные камнем канавы для стока воды. Расстояния отмечались милевыми столбами Многие римские дороги сохранились до наших дней.
Римляне изобрели бетон, составными частями которого был известковый раствор, вулканический пепел и щебень. Бетон позволял применять при постройке мостов арки. По арочным мостам с желобом для труб наверху (акведукам) самотеком вода бежала в город. Рим времен империи имел 13 водопроводов.
Скульптура древнего Рима
Когда по греческому обычаю стали высекать статуи из камня, римские скульпторы сохранили обычай точно передавать черты человека, как это делалось на работах из воска.
Если статуя изображает старика, то можно видеть морщины, дряблую кожу. Римская скульптура носила реалистический характер.
Статуи были настоящими портретами, точно передававшими черты изображаемых лиц.
Литература древнего Рима
Литература древнего Рима
Современник Вергилия поэт Гораций писал чудесные стихи о дружбе и благах мирной жизни, воспевал красоту природы Италии и труд земледельца. Август хорошо понимал степень воздействия художественной литературы на массы и поэтому стремился привлечь поэтов и писателей на свою сторону.
Друг Августа, богатый рабовладелец Меценат дарил поэтам поместья и делал им другие подарки. Поэты прославляли Августа как спасителя Римского государства, а время его правления называли «золотым веком». 1 Слово меценат стало обозначать знатного покровителя искусств.
Значение римской культуры
Значение римской культуры
Римляне вносили в культуру и новое, особенно в области строительства и техники. Язык римлян — латынь — стал родоначальником и основой языка многих народов (итальянского, французского, испанского и др.). Латинским алфавитом сейчас пользуются народы Западной и частично Восточной Европы, большей части Африки, Америки, Австралии (см. карту). Римскими цифрами мы обозначаем столетия, используем их на циферблатах часов. Ученые пользуются латинским языком для обозначения растений, минералов, частей человеческого тела.